Маршрут: Алматы – поселок Жандосово – Чемолганское ущелье – Бишкекская трасса – ж/д станция Копа – петроглифы Танбалы Тас (Чу-Илийские горы) – поселок Каншенгель – плато Бозой – водохранилище Курты – поселок Казахстан – река Или (замок Кочевников) – плато Караой – поселок Чапаево – Алматы
Наконец-то я избавился от привязанности к сидячему рабочему месту и могу делать то, что мне по душе! Сразу после похода по Чимкентским горам (Угамский хребет, отчет по нему будет позже), я запланировал поколесить на велосипеде по Алматинской области. Тем самым закрыть для себя некоторые «черные дыры» на моей карте походов.
Основное, что я хотел посетить уже давно – этот низовья Чемолганского ущелья. 2 раза я откладывал поездку сюда. Ущелье интересовало меня, прежде всего, как горного туриста. Ну а далее были 2 варианта: ехать на Куртинское водохранилище (оно ближе) или сначала на Танбалы Тас, а потом Курты. Во втором варианте круг выходил приличный на 570 км. Ну а что? Для чего нужен велосипед? Правильно, чтобы проезжать больше 100 км за день! Решено, едем на большой круг. От Куртов я планировал уйти в сторону реки Или – поселок Казахстан. Очень мне было любопытно, что же там такое. Ни одной нормальной дороги к нему было. Ведут старые трассы, но по-видимому они уже того (так и оказалось). В конце похода в планах было не просто выехать на Капчагайскую трассу в Алмату, а выйти на редко езженную машинами трассу «Капчагай-Караой», которая мне очень пригляделась пару лет назад.
Как вы понимаете, большинство ночевок я планировал около водных артерий. Так как в сухой степи с водой напряжёнка. Это не горы! Только одна ночевка вызывала большие вопросы – это в Танбалах. Там хорошей воды просто нет. Есть временные весенние ручьи. Ну что ж будем надеяться, что-то будет, на крайний случай недалеко поселок Карабастау. Запасы воды в пути планировал пополнять в поселках, если день очень длинный и запасов, которых я накипячу за вечер и утро не хватит (2 л).
Чтобы не нагружать спину, одолжил у товарища специальную сумку на багажник – «штаны». Очень удобная вещь для равнинного велосипедизма. А вот в горы с ней лучше не ездить. Вел становится неподъемным. На крутых уклонах его нереально тяжело толкать. А при уклонах более 25-30о – невозможно! У совковых есть специальные лямки, чтобы раз – закинул на спину и идешь как турист. У этой от фирмы «Biwec» таких приспособлений не было.
Из специального снаряжения брал ремкомплект (заплатки, клей, камера и т.п.), да всякие отвертки. Насос само собой. Запасную покрышку не брал. В более длинные походы – лучше взять.
Из бивачного все стандартно, писать не буду. Напишу только про купленную перед самым походом очень дешевую палатку из «Спортмастера» – Nordway (13 500 кзт). Это была абсолютно ее стихия, когда ночи теплые (не ниже +8…+10оС). Палатка без юбки, но с довольно водостойким тентом (2000 мм), показавшим себя безупречно (за качество я переживал напрасно). Сама она небольшая, что ей в плюс – ветростойкая (даже есть оттяжки). Есть москитная сетка и вентиляция. Из минусов – очень неудобно продевать дуги во внутреннюю палатку. Вес большеват для такой миниатюрной палатки. Колышки и дуги весят очень много. Палатка, видимо, больше рассчитана для автопоездок.
Итог. Вес около 3 кг. Палатка 2-местная. Цена соответствует качеству. Можно использовать на равнине с апреля по октябрь и в горах до 3000 м – июнь-сентябрь.
Переходим к походу.
1 день прост. Выехав в 6 утра из Орбиты по верхнекаскеленской трассе, в 10 я уже установил палатку в Чемолганском ущелье около бурной горной реки среди зарослей. Въезд в ущелье находится в поселке Жандосово. На главном перекрестке (стоит много таксистов) уходим в горы по хорошей асфальтированной дороге. При выезде из поселка она становится очень узкой (для одной машины). Ведет к детской зоне отдыха «Home club» и чьей-то даче. На вопрос – что это? Охранник сказал – дача. Я удивился как это? Через дачу можно пройти/проехать на велосипеде?! При входе-выходе только калитку надо закрывать. А домик такой крутой. Ну да ладно, хозяин хороший. Подозреваю, что его и супругу я видел вечером, очень поздно – они бежали вверх по тропинке и потом обратно.
После дачи дорога почти сразу переходит в тропу. Через реку мостов нету, поэтому ползу по правой стороне ущелья. Понимаю, что такими темпами я далеко вел не затолкаю, надо искать место. Может, выбрал не самое лучшее, но зато уютное. И основная тропка чуть раньше уходит на другой берег (те, кто ездит на лошадях), т.ч. здесь меня тревожить будут по-минимуму.
Вообще я планировал встать на 4-5 км выше, но тропа не для вела. Пешком, пожалуйста. После установки лагеря, ушел гулять вверх. Внизу ущелье очень узкое из-за чего основная тропа виляет с одного берега на другой, но при этом по правой – она постоянно есть. Когда они сливаются воедино, тропа становится очень хорошей. Нижняя узкая часть ущелья очень густо поросла деревьями и кустарниками – особенно много карагача, боярки, реже встречается – абрикос/урюк, тополь, береза. Из кустарниковых – очень много шиповника, цветущего желтыми красивыми цветками. Вперемешку с синими большими ирисами смотрится великолепно. Весна в низкогорье в соку!
Через 1,5-2 км все тропа уходит на другую сторону, здесь есть капитальный мост, правда, подмытый недавним паводком – раз устоял значит хороший. На этом участке есть родник, вытекающий из-под земли (вода на вкус очень сладкая и слегка пахла дождем). После перехода ущелье становится широким, количество деревьев резко уменьшается. Они растут только у самой реки. Там где я поставил лагерь – похоже на Россию, а здесь – Казахстан. Действительно Казахстан – даже маки цветут небольшими горстками, вот их я не ожидал увидеть в горах (я еще не знал, что меня ждут целые поля). Тропа очень долго идет по левой стороне. Справа появляется небольшое ущелье, где наверху видны кошары (если уйти еще дальше, то можно попасть на плато Ушконыр). Здесь же есть железный мост – явно был сделан для машин. Неподалеку просматриваются места стоянок чабанов, но сейчас никого нет.
Забегая вперед скажу, что нужно уходить через мост на правую сторону. Т.к. по левой стороне тропа в итоге приводит к обрыву, перед которым уходит вброд. На горизонте появляются снежные вершины, на которых я был – Айкольтау 4025 м и Сельтау 4042 м (подробно можно почитать тут). Собственно их я и хотел увидеть снизу. Идти по ущелью стало как-то скучно, слишком все стало однообразное. Да и вброд реку переходить неохото. По ущелью можно идти очень долго – оно длинное. Примерно через 10 км будет поворот направо к Ушконырскому озеру, а еще 10 км двигаясь по ущелью, можно выйти к снежным вершинам. Итого я прошел по ущелью 6 км + 2 км на велике до высоты 1500 м. Ночую на 1200 м.
Возвращаюсь в Россию. Предыдущим вечером я допоздна смотрел футбол, очень хотелось спать. Подрых до вечера. После приготовил ужин, чай, посидел у костра. Вечером ущелье ожило – пело очень много птиц. Неожиданно из кустов вылез местный рыбак. Ничего он так наловил османчиков. Совсем в сумерках прошли эти 2 спортсмена. Дождался звезд и луны, ушел спать.
Ущелье Чемолган рекомендую к посещению весной (апрель-май) и осенью (конец сентября – октябрь). В наших горах очень мало мест, где сохранились столь девственные ландшафты предгорий / низкогорий, не изуродованные человеком. Если перенестись в прошлое лет на 50-60 назад, то наши известные ущелья МАУ или БАУ выглядели бы также.
Р – 46 км (из них 12 км – пешком). Суммарный перепад высот (СПВ) +900 м / -680 м.
2 день. Встаю рано, дабы по максимуму застать прохладу. Дальнейшая часть маршрута пролегает по великим казахским степям, где днем солнце жарит очень сильно и там нет спасительной горной воды и тени лесов. Из-за погодных условий я проезжал этот маршрут так специально, потому что под конец пути по прогнозу сплошные дожди и в горах делать нечего. В теории его можно развернуть в обратную сторону.
Качу далее по верхней трассе, затем ухожу немного назад в поселок Ушконыр и через него выезжаю на Бишкекскую трассу, по которой мне педалить 38 км. Трасса неровная, как может показаться, проезжая ее на машине, идут постоянные бугры. Особенно они ощущаются после поворота в поселок Узунагач. Именно на этих буграх степь начинает окрашиваться в кровавый цвет – это маки! Чем дальше, тем больше. Вперемешку с какими-то голубенькими цветочками это выглядит великолепно! С бугров трассы открываются хорошие панорамные виды. На севере идут крайние горные хребты Заилийского Алатау – хребет Жетыжол, с высшей точкой Суыктобе, где еще лежит снег.
Проезжаю поселок с интересным названием – Самсы, но самсы там не продают, да вообще, ничего не продают. А вот следующий поселок Таргап оказался очень и очень предприимчивым, каждые 20-30 м стоят лавки и продают: кымыз, шубат, курт и прочие казахские национальные вкусности. Ставлю галочку для себя на будущее, что этот поселок живой и здесь можно остановиться, например, на обед.
Это был последний крупный и как я писал «живой» поселок. После него через 6,5 км я сворачивают на второстепенную дорогу в северном направлении, где машины проезжают раз в 10-20 мин. Эта дорога на Копу. Связывает она трассу на Караганду-Астану в районе поселка Каншенгель – до него мне еще предстоит допилить завтра (120 км).
На этой трассе начался настоящий маковый рай. Я никогда не видел столько маков, и для меня это стало очень приятным сюрпризом. Невероятной красоты зрелище!
В этом походе я заметил, что маки любят слегка бугристую поверхность, на чистой равнине они так пышно не растут.
А тем временем солнце начало жарить не-по-детски. Сегодня самый горячий день. А мне в конце дня предстоит взять подъем перепадом в +300 м в направлении Танбалы Тас. Все таки горы Чу-Или хоть и невысокие, но на велосипеде чувствуется, что это горы, а не холмы. К обеду разогрело под +30оС! По пути на Копу есть небольшой пруд на ручье с названием Тебет, но нет деревьев, в жару особо не отдохнешь. Я сделал большой привал значительно раньше еще до поселка Самсы. С краю трассы под густыми карагачами, где как раз начинались маковые поля. Для меня обед в 11 часов – это нормально, если встаешь в 5 утра.
К обеденному времени подъезжаю к поселку Копа – он абсолютно мертв. Здесь планировал пополнить запасы воды. Ой-ой, не охота возвращаться к одноименной речке и кипятить воду под палящим солнцем. Тут неожиданно появился указатель «магазин». Ну, поехали. Указатели вели меня 1,5 км в самую глубь поселка, никого нет, но магазин работает. Холодная водичка и мороженное были очень кстати. Я очень сильно не переношу жару – это для меня является основной проблемой в велопутешествиях. Например, в этот день в пути я выпил 4,5 л воды, не считая того, что я пил чай утром и вечером. К тому же мой темп падает раза в 1,5. Мороженное я cкушал около трассы, спрятавшись под тенью автобусной остановки.
Для справки поселок Копа – это небольшая ж/д станция, на которой редко останавливаются поезда.
Оставшаяся часть дня была самой тяжелой. Подъем и жара. Хоть тучки набежали и на этом спасибо. У одной из редких ферм дорога вдруг резко испортилась, асфальт стал убитым. Отмечу, что по этой дороге машины ездили уже раз в час.
Начали виднеться Чу-Илийские горы слева на западе. Оттуда же лезут черные тучи. Неужели правда вечером будет гроза? Я бы не отказался от охлаждающего ливня. Жара невозможная. Сбоку от дороги какие-то лужи и даже вода из них бежит, значит ручеек. Пошел, облился.
3 ч, 30 км, +300 м подъемов наконец-то закончились. Можно выдохнуть и разогнаться. Впереди виден небольшой аул Карабастау. Где-то за ним поворот к петроглифам Танбалы Тас. Тут можно разогнаться до 30 км/ч, дорога пошла чуть вниз. Она хоть и убитая, но на веле я все ямы удачно проезжаю, всегда есть целый кусок, временами очень узкий шириной с велосипедное колесо.
В итоге в 18 ч я въезжаю на заповедную территорию. Она обозначена зелененьким незаметным забором – очень удачно вписывающийся в окружающие ландшафты. Скопление петроглифов находится в 5 км от поселка Карабастау. Сразу в бок с трассы шлагбаум и юрты, где можно переночевать. Я малость опоздал на 20 мин, время работы закончилось. Но служивый меня все-таки пропустил. Ох, как далеко они расположены, блин (слова охранника). Думая, что они действительно далеко, я залетел вверх на большой скорости за 1 мин до первой группы рисунков. Не понял, откуда столько сил взялось. Всего их там 5. На осмотр всех групп ушло 20-25 мин (их там 5 штук).
Хорошо, что включили этот объект в ЮНЕСКО. Все цивильно – тропы промаркированы, везде стоят указатели, скамейки, бунгало и мусорки. Елы-палы куда я попал?! Никакого гида не надо. За организацию – просто отлично. Для археологов безусловно интереснейшее место. Для любителя, туриста – один раз посмотрел и уехал.
В конце 50-х годов прошлого века в Чу-Илийских горах, в ущелье Танбалы, было обнаружено уникальное место с наскальными рисунками неизвестной цивилизации. В 2004 г. объект вошел в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. В комплекс археологического памятника входят могильники, петроглифы, культовые места, которые создают единую сакральную территорию, использовавшуюся людьми в течение более двух тысяч лет. Здесь находилось святилище, проходили ритуальные церемонии, люди молились богам и духам предков. Петроглифы датируются периодом от XIV в. до н.э. VI-VIII вв., т.е. от бронзового века до освоения Великой степи тюркскими народами. Всего в Танбалы насчитываются до 5000 рисунков!
Охранник сказал, что ночевать на территории комплекса нельзя. А жаль. Было очень хорошее место у последней группы петроглифов с большущим бунгало. Даже ручей течет. Я на всякий случай набрал 2 л… как в воду глядел…
Тучи все сгущались, в гнилом северо-западном углу грохотало. Я помчал к запланированному месту ночевки. Мчал прям навстречу молниям. Понял, что не успеваю. Но вроде вот мост, а где ручей? Нет. Бл… По этому ручью в 200 м от трассы должен быть пруд (на гугл ёрс он был). Съезжаю на слабозаметную грунтовку, приходящую вникуда. Что делать? Быстрей ставь палатку, пока не замочило.
Дует сильный ветер, матерюсь. Кое-как поставил палатку, уже льет как из ведра. Залетаю в палатку мокрый. Воды? На тебе воды! Ливень кончился через минут 15. Основная гроза ушла севернее меня. Я вылез, пошел искать пруд. Походу я стоял на дне этого пруда. Было похоже, что его размыло. Неподалеку была очень глубокая канава. 2 л мне на вечер хватило.
В сумерках наблюдал, как где-то в стороне гор Заилийского Алатау на горизонте мерцали молнии. Отличная здесь видимость. Все-таки я довольно высоко сижу 860 м н.у.м.
Несмотря на близость дороги, она мне не мешала спать. Машины поездили после того, как стемнело и все (до 22:00). Наверно, в гости друг другу катались.
Р – 153 км. СПВ +1000 м / -1350 м.
3 день. Перед рассветом прокапал небольшой дождь. На утро на небе тучки. Продолжаю свой путь по дороге без машин. Она пересекает Чу-Илийский горы. Симпатичные места. Очень интересно ехать. Подъемы, спуски, повороты, спусков больше. Я спускаюсь в направлении Или-Балхашской впадины. Несколько спустившись с гор, снова появились маки.
Вдоль трассы много птиц, затягивающих длинные песни. Какая-то птичка свистит так, как-будто это человек, очень похоже. Периодически встречаются крупные хищники (кажется, беркуты). В одном месте их взлетело аж 3. Кого-то клевали прям около дороги. По ее обочинам просто дофига воробьев, соревнующихся со мной в скорости. Периодически оттуда же вылетают синие птицы.
Оно и не мудрено, людей нет. Где-то вдали видны какие-то «хибары», пару раз встретились стада баранов, где-то на пригорке за мной наблюдал пастух. В одном месте дорогу переходили… верблюды.
До аула Каншенгель мне предстоял один короткий подъем, но был он очень крутой, пришлось даже на двойку переключиться.
Так доезжаю до Каншенгеля, не встретив ни одной машины. Дорога умиротворения просто!
Каншенгель – придорожный поселок с достаточным количеством мест, где можно перекусить. Я приехал рано, еще не все открылись. От него порядка 150 км до озера Балхаш. Отсюда же уходит известная среди рыбаков дорога на Топар – система десятков тысяч озер в дельте реки Или. Эта точка на моем маршруте является самой низкой 420 м н.у.м. Для сравнения озеро Балхаш 340 м – ниже мест в Алматинской области нет.
Умиротворение закончилось, я на республиканской трассе, по которой пилить 80 км (проехал 55 км). Пожалуй, один из позоров в РК. Для меня она была хуже, чем «дорога умиротворения». Кочка-на кочке, яма-на яме. В этот день даже заболела пятая точка, от такой тряски. 6 лет назад я ездил по ней однажды на машине и помню, как трясло. С тех пор ничего не изменилось. Время в здесь застыло…
В придорожном кафе пополнил запасы воды. Когда мне нужна вода, с неба начинает капать. Вот и на этот раз. Но я рад, хоть еще и утро, очень тепло. Дождевик не одеваю. Через полчаса вылезет солнце. Становится жарче и жарче. По трассе много фур, вообще только они и ездят. Особо не напрягают, ширина трассы позволяет спокойно обгонять меня + встречка очень редка.
Начали развиваться высокие грозовые кучевые облака, но не надо мной. К обеду стало просто невыносимо душно. Проехав 30 км, я спрятался под тенью очередной автобусной остановки неподалеку от поселка Айдарлы. Пообедал, отдохнул.
После обеда вдоль трассы снова появились маковые поля на небольших буграх. Местность зовется плато Бозой. Как раз в этом месте прошел ливневой дождь с грозой буквально полчаса назад – мокро. Следом идет вторая туча, с нетерпением жду, а то я скоро испепелюсь. Дождался. Ох, как она меня жестоко полила! Огромные капли ливня очень больно били сбоку в лицо. Но мне понравилось. Помыло меня и велосипед ))) Все равно основной удар пришелся не на меня. Я представляю, что творилось в эпицентре этой небольшой, но мощной тучи.
Обращаю внимание, что северо-запад снова начал «прогнивать» и очень серьезно. Горизонт полностью черный и солнце уже вряд ли будет. Я уставший, но надо поднажать. За какие-то полчаса облако увеличилось раз в 50! Оно разрастается во все стороны, в том числе в мою, хотя его траектория до этого никак не должна была пересечься со мной. Раскаты грома учащаются и усиливаются. Появилась мощная наковальня (см. фото). Обычно, когда появляется такая штука, идет град. Встаю, фотаю эту грозную красоту.
Тут на меня налетает сильный попутный ветер, я пользуюсь случаем и топлю, разгоняясь до 38 км/ч! Вот уже развилка перед плотиной водохранилища Курты. Я ухожу на второстепенную трассу, которая обходит Курты с запада. От основного дождя я все-таки убежал. Вот уже появилась радуга. Классно. Съезжаю на грунтовку к берегу водохранилища. Попадаю в интересное место, похожее на норвежский фьорд. Шикарно! Сходу запрыгиваю в воду, пока разгоряченный. Водичка еще прохладная, чуть холоднее иссык-кульской.
Прибираю мусор за засранцами.
В моем заливе снова щебечут птицы. Кстати, на предыдущем месте ночевки они тоже пели. Как и предыдущий вечер в стороне наших гор снова сверкают молнии. Грома не слышно, далеко. Вечер тихий и очень теплый. Сначала я даже не залазил в спальник, укрылся только через 2 часа. Не к добру теплая ночь.
Р – 138 км. СПВ +500 м / -800 м.
4 день. Самый неизвестный участок моего маршрута в направлении загадочного аула с названием Казахстан. Здесь я никогда не был. По карте на подъезде к долине реки Или начинаются пески Сарытаукум – это южная окраина одной из больших песчаных пустынь в нашей области Таукум, тянущейся от реки Курты до Балхаша 200 км.
Утром мой выезд задержал разлившийся дождь. В итоге выехал в 8:30. Поздновато!
Снова возвращаюсь к плотине водохранилища. Переезжаю реку и ухожу в северном направлении на второстепенную трассу. Отсюда можно уехать на Капчагай вправо. Я еду прямо по направлению к поселку Акши. Снова появляются маковые поля и верблюды. Мне они показались маленькими. Но когда я проехал мимо одного из верблюдов очень близко, понял, что он выше меня на полметра!
Вскоре показался весьма приличный поселок Акши. Красивенький, зеленый, стоящий в стороне от трассы. Еду дальше. Дорога становится хуже. Маки исчезают. На 22-23 км трассы кончается асфальт, пошел грейдер. Постепенно меняется почва вокруг. Я пытаюсь высмотреть эти пески. Но все зеленое. Не думал, что в мае песчаная пустыня настолько замаскирована зеленью. Она практически неотличима от степных пейзажей. Только поредевшая растительность выдает ее и появляющийся изредка песок на дороге.
Чем дальше, тем хуже грейдер. Пошла зубодробилка. В некоторых местах дорога до неприличия размыта. Ухудшается и погода. Туча на севере, туча на юге. Только надо мной пока неплохо. Надолго ли?
По пути встречаю чабана, который спрашивал зачем я катаюсь? И вообще как можно жить без травки? Говорит, здесь волков много. Хоть ружье есть? Я подумал про себя – вы же их всех перебили. В любом случае по ночам я сплю и им не мешаю.
На подъезде к реке Или меня настиг дождь. Моя попытка подъехать посмотреть на нее накрылась медным тазом. Дорога была глиняной. Развезло. На велосипеде нереально. Да даже пешком, как корова на льду. Непогода тем временем разыгралась не на шутку. А да… я забыл про Казахстан, по сути тут ничего нет кроме 3-4 домов. Никаких указателей, что это. Ничего не напоминает? По-моему, в этом ауле весь сакральный смысл нашей страны.
Короче, валю отсюда. Место оказалось крайне неприветливым. Ухожу на нужную мне грунтовку, она еще более-менее держится, т.к. накатана лучше. Меня поливает как изведра. Молнии сверкают прям над головой. Забыл про сотку в карме. Ну вот, одна жертва на сегодня есть.
Лужи увеличиваются на глазах, текут ручьи. Невероятно, но в песчаную почву вода просто не успевает просачиваться. Встреваю в одной из луж. Выползаю. С килограммами грязи на колесах. Вот она причина плохого дренирования – песок здесь нечистый, а вперемешку с глиной! Несразу понял, почему дорога идет каким-то полукругом. Оказалось она держится возвышенности, где в дождь еще можно кое-как проехать. Если уйти чуть левее, все встрянешь.
Дождь утих. Надо отдышаться и перекусить (отдых я планировал возле реки).
Немного открылись окружающие пейзажи. Почти все ровное, кроме противоположного берега Или. Там горы – это хребет Малайсары, его западная окраина. Сама пойма реки в этом месте очень широкая. Выше по течению Или течет в глубоком каньоне, который по мере приближения к Капчагаю становится все уже и уже.
Продолжаю педалить по грунтовке. Если так будет продолжаться, то до Кочевника не доеду. А надо, блин. Вообще я планировал ехать вдоль Или по грунтовкам (так живописнее), но в такую погоду пришлось уйти на грейдер, который ведет сюда с Капчагая. Интересно, что я выехал в том месте, где он как раз начинался / заканчивался. До этого Казахстана почему-то дорога не дошла.
Я оценил преимущество грейдера. В дождь это спасение. Грейдер сразу начал неплохо набирать высоту. Периодически были спуски. После урочища Кербулак дорога окончательно взобралась на возвышенность сразу на 160-180 м над поймой реки Или. От Кербулака* начался асфальт, а небеса снова разверзлись дождем, не проливным, а явно затяжным. *использую название, которое на слуху – на 2 км карте оно называется Майка.
Встретилась даже пара машин. Один на уазике предложил меня подвезти, я ему показал на велосипед. Он ухмыльнулся и уехал восвояси. Следом тут же нива. Чувак выходит из машины с корочкой. Оперуполномоченный… о как неожиданно. Ну, в общем опять травка. Видимо, я ее где-то пропустил. Всё ок. Едем дальше. Я стал вглядываться. Оказывается конопля растет прям у обочины дороги, гы-гы. Я подумал, что ж они меня не проверили тогда, мож у меня в сумке 80 л конопли, а не тушонка, палатка…
Наконец знакомый холм, у которого надо уходить на спуск к Или к Кочевнику. Основной спуск оказался весь в лужах. Уехал на менее наезженный, где могут проехать только джипы из-за крутизны дороги и камней. Правильно сделал. Здесь меньше луж, а спуск можно сказать сухой. По долине снова мокро. Необычно мрачный пейзаж меня поразил. Облака висели нереально низко, чуть ли не касаясь земли. На Или я бывал только в солнечную погоду.
С экстремальными погодами на сегодня справился. Надеюсь, завтра распогодится, а не то придется ехать по капчагайке. После установки палатки дождь зарядил с новой силой. Я переоделся. Вся походная одежда мокрая. Горячий ужин и чай – первый раз так сильно рад этому в походе. Горячее сегодня очень кстати.
На закате все как надо. Дождь утих. Горизонт поиграл ярко-оранжевыми красками. День закончился.
Р – 103 км. СПВ +600 м / -730 м.
5 день. Заключительный день моих приключений. Погода радует. Неба больше, чем облаков. Сразу с утра мне предстоит набрать то, что я вчера скинул, спускаясь к реке. А это +200 м. Невероятная сегодня видимость, отлично виден весь наш хребет Заилийского Алатау. До него по прямой 60 км. Четко вижу пики Талгар, Комсомол, Советов, Большой Алматинский и др.
Проехав по трассе 12 км, сворачиваю вдоль Сорбулакского канала в направлении трассы Капчагай-Караой. Канал, вдоль которого я ехал, видимо, сделан как запасной сброс в случае переполнения отстойника Сорбулак (может я ошибаюсь, но он был пуст и порос травой). Сбросится в случае чего это все в реку Или.
По этой грунтовке, я хотел сократить расстояние, дабы не давать круг в 25 км. Вначале грунтовка была умеренно грязная. Но потом… а может развернуться? С такой дорогой по трассе быстрее было бы. Я решил идти до конца. Немного затупил здесь. Планировал ехать не вдоль канала, была одна более прямая дорога, а канал постоянно вилял. В общем, мое сокращение отняло много сил. К тому же на середине пути я очень часто стал встревать в грязь. Ближе к концу дороги проехал воинскую часть (была слышна стрельба). А за 1,5-2 км до выезда на трассу я еще более неожиданно вляпался в такую грязь, что вел застрял, прилип. Колеса перестали крутиться… писец… 10 мин я вытаскивал вел, громко матерясь, потому что сам я не мог двигаться, ноги разъезжались. Потом еще 10-15 мин выковыривал грязь изо всех щелей. А грязь можно сказать уникальная. Она уже стала застывать и становиться как бетон! Она до сих пор на велосипеде дома.
После такого урока, объезжал все лужи вне дороги, по траве. В итоге эту дорогу я ехал 2 часа – 15 км (по плану было 12 км). Короче, по трассе я бы проехал быстрее на 35-45 мин. Но зато какие приключения! Правда, до города пилить еще 100 км.
По асфальту в 10 раз легче, пусть даже здесь и шел небольшой подъемчик. Как здорово, когда земля из-под ног не уходит. Через 6 км развилка – прямо Курты, налево Караой-Чапаево-Алматы. Ухожу налево – впереди неплохой такой подъемчик на плато Караой. До середины плато преобладают подъемы, зато потом идет преобладание спусков. А какая красивая дорога среди деревьев! Вокруг снова маковые поля в больших количествах. В промежутках между ними высажены лесозащитные полосы. Очень интересно смотрятся эти красные прямоугольники, опоясанные зелеными линиями. Панорама открывается отличная, т.к. я еду чуть ли не по макушке этого плато. Хорошо виден Капчик. Плато возвышается на 200-250 м. Максимальная высота 770 м.
После начала спусков устраиваю обед. Не заметил как-то, что стало очень жарко. Опять северо-запад «гниет». Снова готовит дождь. Откуда я приехал, уже идет гроза. Под деревом так хорошо лежалось, что не заметил, как отрубился минут на 20-25. Уже был прилично уставшим…
Катимся дальше. Пошла знакомая дорога. Тут я ездил за 1 день на Сорбулак-Курты. Дальше еще более знакомые поселки и пруды Чапаево, Комсомол, КазЦИК, Водник, Бурундай. С Бурундая ухожу на запад на новую магистраль, похожую на Аль-Фараби. Названия жок, как и указателя к ней. В итоге выезжаю на Момыш-улы. Ох уж и велодорожка на Момыш-улы – полный звиздец!
Ну и там возвращаюсь через кучу малу в Орбиту. Запахи шашлыков взяли свое и я остановился в одной забегаловке. Я знаю, что если я зайду домой, то уже оттуда не выползу.
Кайф! Можно расслабиться.
Р – 133 км. СПВ +1260 м / -720 м.
ИТОГО 573 км; СПВ +4,3 км / -4,3 км.
13-17 мая 2016 г
Наконец-то не спеша прочитал отчет. Очень замечательный и увлекательный, как будто сам побывал в поездке. “Громко матерясь” стало удивлением )) Сколько, Юра, с тобой в промысел хожу, никогда не слышал, чтобы ты крепкие слова употреблял )
Ну а когда еще такая возможность представится )))
Юра, классный отчет! Здорово, что добавил свое личное отношение к происходящему и комментарии на этот счет – очень эмоциональный текст получился, мне очень понравилось!
Классное путешествие!
Может стоит в такие поездки брать походный фильтр для воды?)
У меня такой http://www.amazon.com/Sawyer-Products-Water-Filtration-System/dp/B00FHRADQ2 (20$). Cоветую, очень удобно
Да, я знаю о таких. Спасибо. Но я не так часто езжу на велосипеде. Больше по горам. Там с водой проблем нет.