В этом году я и Серега хотели испытать лично на себе настоящую Сибирскую зиму, где выпадает большое количество осадков в виде сухого качественного снега. В Казахстане есть своя «Сибирь», это Рудный Алтай, который расположен в Восточно-Казахстанской области (ВКО), в городе Риддер. В последнее время южный город Алматы перестал нас радовать снегом, а в Каракол мы ездим уже 6 год подряд без перерыва (кстати, со снегом сейчас там тоже проблемы). Поэтому было принято решение ехать за настоящим паудером в сторону Усть-Каменогорска, где по улицам бродят дикие медведи и пьют водку настоящие мужики. К нашей идее посетить Мекку фрирайда присоединилось три наших друга: Володя, Тимур и Костя.
Город Риддер расположен на Рудном Алтае у подножия Ивановского хребта, в верхнем течении реки Ульбы. Высота города от 700 до 800 метров над уровнем моря (Алматы на 100 метров выше). Население города около 60 тысяч человек.
Город был основан более двухсот лет назад, в далеком 1786 году. Своим именем он обязан горному инженеру Филиппу Риддеру, первому обнаружившему в этих горах месторождение полиметаллических руд. В 1934 году добыча полиметаллов стала стремительно расти, шахты развиваться. По словам нашего гида Ивана Леонова, шахты процветают и по сей день, добывая золото, серебро, свинец, цинк и другие ценные металлы. Но главное богатство Риддера – не шахты и месторождения, а красота природы.
Как добраться до Риддера
*Все цены указаны за 2019 год.
Из Алматы до Риддера можно добраться двумя путями – поезд или самолет. Старые медленные поезда едут около 25 часов, что очень долго и нудно, поэтому этот вариант мы сразу отклонили. Скоростные поезда «Тальго» в среднем едут 17 часов и стоят от 7000 тенге (19$) до 9000 тенге (24$). По деньгам и по времени нас устроил поезд «Тальго», и выбор мы остановили именно на этом поезде. Единственным и большим минусом «Тальго» являются его миниатюрные размеры. Вчетвером нам было не очень комфортно и мало места. Добавьте сюда еще много вещей и лыжное снаряжение. Такое ощущение, что поезд «Тальго» делали под карликов.
Второй вариант добраться до Риддера – самолет. Если брать авиабилеты заранее (за месяц перед поездкой), то можно найти цены от 28 500 тенге (75$) в обе стороны. Некоторые авиаперевозчики требуют дополнительную плату за провоз багажа в виде лыж/сноуборда и горнолыжных ботинок. Узнать о необходимости доплаты по грузу можно у авиаперевозчика. Однако средняя цена без скидок до Риддера на самолете около 60 000 тенге (157$) в обе стороны. Среднее время полета полтора часа. В следующий раз думаем попробовать самолет со скидкой.
Еще есть третий вариант, поехать на своем автомобиле до Риддера. Но назвать это отдыхом, по плохой дороге в 1200 километров за рулем, язык не поворачивается. Ведь все мы едем в первую очередь отдыхать, а не вкалывать во время поездки. А еще могут перекрыть дорогу из-за плохой погоды, и тогда прощай отпуск. Однако выбор всегда остается за вами.
Проживание на базе Ulbacamp
Наша команда проживала в лесной базе Ulbacamp, посреди высоченных елей, картинных холмов и аутентичном роскошном домике. При желании можно заскитурить прямо от базы до ближайшего холма и классно спуститься на лыжах обратно к порогу дома.
Из благ цивилизации в Ulbacamp есть электричество, газ, умывальник и отличная баня. Сотовая связь и интернет на базе тоже есть, хотя некоторые операторы работают с перебоями.
Каждый день гиды (вся информация о гидах и организаторе тура будет в конце статьи), утром и вечером, возили нас в местную кулинарию, где была вкусная и недорогая еда. Перекус на склоне тоже входил в стоимость. На горе мы ели бутерброды, сухофрукты, орехи, конфеты и другие калорийные продукты.
Из небольших минусов базы Ulbacamp, это проживание 5-7 человек в одной комнате, где люди спят на одной кровати по двое. Но если у вас своя компания, то думаю, никаких проблем не будет. Лично мы не сильно привередливые и нас такой вариант вполне устроил, но беруши для крепкого сна берите обязательно. Еще из минусов не отапливаемый туалет на улице. Лично мне наоборот нравилось просыпаться и идти на улицу в туалет, параллельно созерцая густой лес и мириады колючих звезд на небе.
Скитур на Ивановском хребте
Все дни мы скитурили и катались на Ивановском хребте на разных спотах. В конце ноября начале декабря на Ивановском хребте выпадает больше всего снега, поэтому наши гиды – Иван, Рома, Павел, Артем и Ярослав водили нас в этих окрестностях. Бывают годы, когда снега в это время выпадает больше и тогда открываются другие локации на Серженский, Холодный, Проходной и другие хребты.
Ивановский хребет имеет длину около 100 километров, а высшей точкой является пик Ворошилова (Вышеивановский белок) 2775 метров. На склонах произрастают мелколиственные и хвойные леса. С Ивановского хребта берут истоки таких рек как Казачиха и Громотуха.
В среднем наши перепады высот были 800-900 метров в день. Подъем в гору длился около 3-4 часов, а спуск занимал 20-30 минут катания. Длина активного спуска 2-3 километра и 2-3 километра плавный выкат из зоны леса. По ощущениям скитурить в Риддере немного легче, чем в Алмате. Я думаю это связано с небольшой высотой гор и более плавным набором высоты при подъеме, ну и гидам хочется сказать большое спасибо за тропежку. В этой поездке мы действительно отдыхали.
В первый день на споте «Спортивный» по меркам Риддера снега было немного, но для алмаатинцев вполне достаточно. У нас такое количество снега обычно бывает только в январе – феврале. А вот на второй и третий день навалило прилично снега, и мы увидели настоящий суровый Риддер.
На второй день скитура на споте «Заячий» мы попали в мощную метель с сильным снегопадом. В верхней части склона была низкая видимость, и склон был частично задут. А ниже начиналась зимняя сказка со свежевыпавшим снегом, о котором мечтает каждый райдер. Лично я получал удовольствие не только от катания с крутых уклонов, но и в зоне леса, среди вековых хвойных елей и стройных берез.
В третий день на споте «Зои Космодемьянской» был тот самый паудер, который нам показывают в красивых рекламных роликах ютуба. Снег накрывающий с головой, когда кантуешь на большой скорости, глиссирование по снегу, как по воде, большое количество мата и восторженных криков от переполняющих эмоций. Жаль, что у меня на третий день немного забились мышцы ног, и я не смог полностью раскрыть свой потенциал. Зато сноубордисты кайфанули от души, их ноги были еще вполне живыми.
В целом вся наша команда осталась очень довольной от этой поездки, мы получили то, что хотели. Катание было на высшем уровне. В конце статьи вы можете найти интересное видео о наших приключениях в Риддере.
Цена программы
Общая цена программы за 3 дня – 69 500 тенге/человек (180$).
1) Трансфер Усть-Каменогорск – База Ulbacamp – Усть-Каменогорск.
2) Трансферы до горы, до начала скитура.
3) Проживание на базе согласно программы.
4) Баня 3 раза.
4) Питание – завтрак и ужин, перекус на горе.
5) Сопровождающий гид на склоне.
6) Бипер, щуп, лопата – в наличии 3-4 комплекта в аренду (но иметь обязательно всем участникам группы!). У меня был свой БЩЛ, поэтому цену аренды уточняйте.
Аренда скитур снаряжения: 6000тг/сутки – сплитборд или скитур лыжи. Ростовки разные есть.
Арендные сплитборды, которые мы брали, были современными и в отличном состоянии. Но не забывайте взять свои горнолыжные или сноубордические ботинки, в аренду ботинки никто вам не даст.
Общая сумма всей поездки с поездом, без аренды скитур снаряжения, у меня получилась около 100 000 тенге (260$). Это мы покупали еще отдельно вкуснейшую рыбу пелядь, квас для бани и немного другой еды в Риддере и поезде.
Зачем брать гидов в Риддере
Я настоятельно всем рекомендую брать местных гидов в Риддере, даже если вы опытный фрирайдер или гид. На это есть несколько веских причин.
В первую очередь это ваша безопасность. Например на Ивановском хребте очень густой лес, в котором легко потеряться и уехать в другую сторону. В метель следы сильно заметает и при плохой видимости есть шанс нарваться на спас. работы. С лавинной обстановкой в Риддере все неплохо, но даже в этой поездке на споте «Спортивный», задутый снег сильно ухнул, предупредив нас всех об опасности. Я могу еще долго перечислять о возможных подводных камнях поджидающих вас в диком фрирайде. Думаю с этим пунктом все понятно. Местные гиды знают в своих горах каждый камешек и выберут самые интересные и безопасные варианты.
Во-вторых, местные гиды покажут вам секретные места с вкусным снегом и выберут лучшие локации для катания, о которых знают только они. Человек, не живущий в этой местности и не ходивший в эти горы, ничего о них практически не знает. За примером далеко ходить не нужно. В этой поездке мы слышали о сертифицированных гидах IFMGA из Киргизии, которые выбрали хребты для катания, где снега было катастрофически мало. No comments.
В третьих местные гиды покажут вам самую вкусную кухню, лучшие магазины, кафе, кинотеатры, клубы. А так же расскажут о своем городе, горах, людях, менталитете и много другой полезной информации.
Какой уровень подготовки катания нужен для Риддера
Вы должны уметь неплохо кататься на черных трассах и как минимум хорошо на красных. Для справки, на Чимбулаке нет открытых официальных черных трасс, поэтому испытать себя и проверить свой уровень техники катания можно на Акбулаке. Еще желательно иметь хотя бы начальный опыт катания по буграм и по глубокой целине. В Риддере бывает до 2-3 метров снега, и если вы не умеете кататься, то представьте, сколько вам нужно будет сил, чтобы выбраться из бездонного снега. Я уж молчу про потерянные лыжи в пухляке, которые можно искать часами.
Если вы выбрали скитур программу, то вам нужна еще и хорошая физическая подготовка. Средний угол рабочего склона на Ивановском хребте 24-50°, перепад высот 800-900 метров в день, подъем в гору подготовленного райдера занимает 3-4 часа. Моя рекомендация походите на скитурных лыжах или сплитборде в Алмате, чтобы прокачать технику скитура и понять, что это вообще за зверь – скитур. И еще желательно ходить пешком в наши горы хотя бы один раз в две недели с набором высоты 800-1000 метров для тренировки выносливости и общефизической подготовки. Если вы живете на равнине, то бегайте или катайтесь на велосипеде.
Климат и погода в Риддере
Климат в Риддере умеренно континентальный с выраженным влиянием высотности. Зима достаточно продолжительная и холодная, с большим количеством осадков. Лето короткое и нежаркое, с обильными дождями.
Зима в Риддере начинается с середины октября и заканчивается в апреле. В среднем за весь год в Риддере выпадает не меньше 49 миллиметров осадков в месяц, а это значит, что снега в ВКО очень много. Нигде в Казахстане вы больше не найдете такого количества и качества снега. Единственным минусом климата является малое количество солнечных дней в году. Наш гид Иван Леонов сказал, что солнце за зимний сезон бывает с десяток дней, а остальные дни это облачная погода, снег, метель и так далее. А у нас в Алмате все наоборот, много солнца и мало ненастной погоды, но и осадков не ахти.
Совет: В Риддере иногда бывает зимой очень холодно до -30°, поэтому обязательно берите с собой теплые вещи: две пары горнолыжных перчаток, дополнительное теплое термобелье, теплую флиску, теплую пуховку для стоянок, две горнолыжные маски (в непогоду, когда будете идти, одна запотеет), запасной теплый бафф или балаклаву.
Лавинная обстановка в Риддере
Районы катания в Риддере сравнительно безопасны. Холодные зимы и отсутствие резких перепадов температур дают хороший стабильный снег. Самое опасное время года в Риддере для лавин – весна.
Однако не нужно забывать, если есть склон, значит, есть лавинная опасность. Поэтому бипер, щуп и лопату необходимо иметь всегда. Ведь даже самые стабильные склоны, иногда «стреляют» и вы должны быть к этому готовы. При необходимости гиды Иван Леонов и Павел Ляпунов могут провести обучающий лавинный курс на своей базе и/или на склоне.