В этой статье мы будем говорить: о терминах, видах и способах подъема в гору, выборе снаряжения для скитура и фрирайда за 2016-2017 год, лавинной опасности в горах, о цене удовольствия. Статья будет актуальна, как для новичков, открывающих для себя волшебный мир фрирайда, так и для опытных райдеров, которые смогут почерпнуть для себя полезную информацию.
Термины
Для начала давайте разберемся с терминами.
Ski–tour (ски-тур) – прохождение маршрутов по пересеченной местности с применением специальных лыж. Подъем осуществляется пешком на лыжах. Лыжи для скитура оснащены специальными креплениями и камусами, чтобы можно было подниматься в гору.
Backcountry (бэккантри) – удаленная местность с дикими склонами в зоне леса и немного выше (до 3000 метров).
Freeride (фрирайд) – катание на лыжах или сноуборде вне трасс (off piste). Фрирайд может относиться, как к удаленной местности с дикими склонами, так и к катанию рядом с горнолыжным курортом вне трасс. Зона фрирайда обширна, поэтому и переводится дословно, как свободное катание.
Виды и способы подъема в гору
Пешком – подъем в гору на своих двоих. Вариант вполне рабочий, но если нет протоптанной тропы в глубоком снегу, то подъем превращается в борьбу с ветряными мельницами. Горная местность, в которой отсутствуют протоптанные тропы и выпадает большое количество осадков за сезон от пеших походов лучше отказаться.
Снегоступы – специальные приспособления для ног “медвежьи лапы”, которые позволяют не проваливаться в глубоком снегу. В современном мире утратили свою ценность. Применять их для скитура и фрирайда нецелесообразно. Скитур лыжи и сплитборд решают все проблемы.
Ski-tour (ски-тур) – подъем в гору на специальных лыжах. Для этого одевают камуса (специальные шкуры против скольжения по снегу) и поднимаются в гору.
Splitboard (сплитборд) – это специальный сноуборд, который разделяется на две равные части превращаясь в лыжи. Достаточно одеть камуса и можно смело подниматься в гору (скитурить). Современные сплитборды практически не уступают лыжным решениям.
Snowcat skiing, Cat skiing (ратрак, сноукэт) – заброска райдеров на ратраке с кунгом (кабина для перевозки пассажиров). Это специальное транспортное средство на гусеничном ходу, которое подготавливает горнолыжный склон. Часто используется в коммерческих целях для заброски людей на гору.
Snowmobile skiing (снегоход) – заброска райдеров на снегоходе. Становится популярным из-за своей доступности по цене.
Heli-ski (хэли-ски) – заброска райдеров на вершину горы, с помощью вертолета. Использование вертолета позволяет добраться до нетронутых мест, где подъем пешком неосуществим или слишком сложен (иногда, на хэли-ски поднимаются и в простые места для облегчения жизни). Удовольствие дорогое, поэтому редко используемое.
Лыжи для фрирайда и скитура
Для начала давайте разберемся, в чем различие между скитур и фрирайд лыжами.
Лыжи для скитура – как правило, легче по весу и уже в области талии (от 80 мм до 105 мм). Основная функция скитур лыж – подъем в гору. Поэтому, вес имеет ключевое значение, а флюидный спуск – нет.
Лыжи для фрирайда – это вездеход, который проедет везде. У таких лыж широкая талия от 105 мм (для глубокого снега лучше от 110 мм и шире) и больше вес. Именно такие лыжи берут для фанового спуска в диких условиях.
А теперь поговорим о лыжах для различных дисциплин катания.
Фрирайд в глубоком снегу (powder, пухляк, целина).
Для глубокого снега (powder) нужно брать лыжи с талией 115 мм и шире. Лыжа должна быть мягкой для легкого всплытия из целины. Чем больше поверхность лыжи, тем легче ей глиссировать и плыть по снегу. Поэтому, лыжа должна быть +5 +10 см к вашему росту и с широкой талией.
Универсальная лыжа для фрирайда (разбитый склон, бугры, тяжелый и мокрый снег, powder, глубокий снег).
Универсальная лыжа должна иметь ширину талии от 100 мм и выше. Идеальная талия для универсальной лыжи 105-110 мм. Такая лыжа отлично подходит под различные состояния снега и имеет средний вес. Ростовка – ваш рост +4 +8 см. Немного хуже ведет себя в глубоком снегу, но не критично.
Экспедиционные лыжи (скитур, ски-альпинизм, марафон).
Такие лыжи должны обладать легким весом и иметь талию от 80 мм до 105 мм. Основной критерий вес. Чем меньше, тем лучше. Эти лыжи не обладают большой прочностью и не предназначены для агрессивного катания. Основная цель, доставить райдера до вершины горы. Ростовка -+5 см.
Видео: как выбрать фрирайд лыжи.
Крепления для скитура
Начнем с терминов.
Рельсовые крепления – рамная конструкция, в которую встегиваются любые горнолыжные ботинки. Выглядят, как обычные крепления, но пятка сзади открепляется, чтобы можно было ходить. Эти крепления соответствуют стандартам ISO, то есть безопасны и имеют сертификаты соответствия. Это значит, что крепления будут срабатывать правильно, когда лыжник падает (то есть, высвобождать носок или пятку при падении, чтобы не было травм и переломов).
Плюсы рельсовых креплений:
- Невысокая цена относительно TLT систем.
- Соответствуют стандартам. Безопасны.
- Надежные.
Минусы рельсовых креплений:
- Большой вес.
- Не комфортны на длительных расстояниях.
Крепления Tech (Low Tech и Tour Lite Tech, TLT) – это современные, облегченные крепления без рамы, которые позволяют значительно снизить вес всего снаряжения (связка крепления + специальные ботинки). Крепления отличные, но не идеальные. У некоторых TLT креплений, иногда бывают ложные срабатывания. Очень редко, но бывают. Однако в защиту TLT креплений можно сказать, что ложные срабатывания бывают 1-2 раза за 5-7 лет активного катания. Так утверждают профессиональные лыжники и знакомые, которые пользуются этим видом креплений. А у кого-то ложных срабатываний не было вообще.
Плюсы TLT креплений:
- Легкие.
- Комфортно ходить на длинные расстояния.
Минусы TLT креплений:
- Высокая цена.
- Не все крепления соответствуют стандартам ISO. Если крепления соответствуют стандартам ISO, то этот минус нивелируется.
А теперь поговорим, какие крепления, и для каких дисциплин лучше использовать.
Фрирайд на горнолыжном курорте, бэккантри в зоне леса, сайдкантри.
Для таких целей будет достаточно купить надежные рамные крепления. Вес в этом случае не будет играть большого значения. А вот надежность креплений, наоборот, позволит раскрыть весь потенциал лыжника. Отличный вариант, если вы не планируете ходить в ски-альпинизм и дальние туристические походы. Большой плюс, что у рамных креплений низкая цена и на них подходят любые горнолыжные ботинки.
Что лучше купить из рамных креплений:
Marker Tour, Marker Duke, Marker Baron, Salomon Guardian (Look XM, Atomic), Tyrolia Adrenalin, Fritschi Freeride Pro.
Фрирайд, бэккантри, скитур.
Универсальные крепления с технологий Tech, TLT. Эти крепления значительно снижают вес и позволяют ходить много и далеко. Еще один большой плюс они достаточно безопасны. Но, есть и минус – высокая цена.
Что лучше купить из TLT креплений этой категории:
Salomon S-Lab Shift MNC (лучшие универсальные крепления на сегодняшний день), Fritschi Vipec 12 Black, Dynafit Radical FT 2.0.
Марофонские забеги, ски-альпинизм, лыжные экспедиции.
Облегченный вариант Tech, TLT креплений на длительные дистанции. Подходят для любителей марафонских забегов, лыжных экспедиций, ски-альпинизма. Менее надежны, чем универсальные Tech крепления.
Что лучше купить из TLT креплений этой категории:
Salomon MTN (Atomic Backland), Dynafit Speed Superlite 2.0, Atk rider.
Видео: Как выбрать крепления для скитура.
Ботинки
Основным элементом в горных лыжах являются ботинки, а не лыжи и крепления, как вы могли подумать. Я уже писал статью, как выбрать горнолыжные ботинки, но все-таки кратко повторюсь. Очень важно подобрать подходящие горнолыжные ботинки, которые будут сидеть по ноге. Если ботинки подобраны не правильно, то можно получить травму, ошибки в технике, дискомфорт в ногах.
Итак, ботинок должен плотно сидеть на ноге, не болтаться, нигде не натирать, не ухудшать кровоснабжение в ногах, не давить на косточки пальцев. Большинство проблем решает бутфитинг (подгонка ботинка под вашу ногу). Особенно это актуально для людей с плоскостопием.
Чтобы подобрать подходящий ботинок под вашу физиологию ног, нужно перемерить большое количество ботинок разных фирм. Ведь у каждой фирмы своя форма, ширина колодки, угол наклона голенища и так далее. Надев каждую пару, походите в ней 10-30 минут, чтобы понять подходят эти ботинки вам или нет. Проделайте эту операцию со всеми ботинками, которые есть в магазине. Если ничего не подошло, не стесняйтесь отказаться от покупки и уйти.
Советую брать ботинки с индексом жесткости от 90 до 130 для оптимального контроля и уверенности на спуске. Если у вас большой вес, то жесткость должна начинаться от 100. Хочу заметить, что у разных производителей жесткость меряется по-разному. Например, Lange может быть мягче Salomon’a, хотя индекс жесткости будет одинаковый. Для проверки можно прогнуть ботинки в голенище, наклонившись вперед. Чем легче прогибается ботинок, тем меньше индекс жесткости.
Видео: Как выбрать горнолыжные ботинки.
Видео: Как выбрать горнолыжные ботинки по назначению (скитур ботинки не рассматриваются в данном видео).
Ботинки для фрирайда
С общими советами разобрались, теперь давайте поговорим о ботинках для фрирайда.
Если вы хотите сэкономить деньги, то лучшим решением будет рельсовое крепление с универсальным горнолыжным ботинком. Универсальный ботинок – это обычный трассовый ботинок, но с утепленным сапожком, более широкой колодкой и с подошвой, которая имеет небольшой протектор. В универсальном ботинке ноги устают меньше и в них тепло (для бэккантри походов это важный критерий).
Для чего подходят универсальные ботинки:
- Бэккантри (в зоне леса и немного выше).
- Фрирайд и сайдкантри около горнолыжного курорта.
- Фристайл. Хотя желательно купить ботинки с двойной амортизационной подошвой. Для небольших дропов (место, откуда можно совершить прыжок вниз) рабочий вариант.
Не подходят:
- Для ски-альпинизма.
- Для длительного скитура.
- Для туристических походов.
- Для фрирайда в больших горах.
Плюсы универсальных ботинок:
- Дешевые (относительно скитур ботинок).
Минусы универсальных ботинок:
- Тяжелые.
- Скользкие из-за отсутствия vibram подошвы. Сложно подниматься в этих ботинках пешком по снегу и льду.
- Ноги устают быстрее из-за малого хода голенища.
- Не подходят для длительного скитура.
Однако если вам позволяют финансы, вы любите быть первооткрывателем новых линий, живете фрирайдом, то для вас есть более современное решение. Специальные ботинки для фрирайда/скитура совместимые с TLT-креплениями. Цена у таких ботинок в два раза выше, чем у универсальных ботинок. Рекомендуется брать людям, которые серьезно занимаются большим фрирайдом или много скитурят.
Для чего подходят скитур-ботинки совместимые с TLT-креплениями:
- Бэккантри.
- Фрирайд.
- Ски-альпинизм.
- Сайдкантри.
- Скитур.
- Туристические походы.
Не подходят:
- Для спортсменов участвующих в соревнованиях по слалому.
Плюсы скитур-ботинок:
- Легкий вес.
- Легко подниматься пешком в гору. Специальная ребристая подошва vibram.
- Ноги не устают благодаря режиму ходьба/катание и большому ходу голенища.
- Подходят для длительных походов по горам.
Минусы скитур-ботинок:
- Дорогие.
Обращаю ваше внимание на тот факт, что скитур-ботинки, так же делятся на две категории: для скитура и фрирайда. Разница у этих ботинок в весе, ходе голенища и расположения ноги в ботинке. Для “чистого” скитура ботинки облегчают, делают больше ход голенища и нога в ботинке располагается для комфортного долгого похода, а не спуска. У скитур-ботинок для фрирайда вес немного больше, ход голенища меньше и нога лежит в ботинке плоско, как в обычных карвинговых ботинках для четкой управляемости при спуске. Поэтому при покупке объясните продавцу консультанту, какие ботинки вам нужны, чтобы подобрать подходящую пару для ваших целей. Сразу хочу отметить, что в Алмате, купить в крупных магазинах такие ботинки не удастся (данные на 2016-2017 год). Только в казахстанских интернет магазинах (чаще всего под заказ) или из-за рубежа.
Камуса
Еще одним немаловажным предметом в скитуре является камус. Это специальные шкуры, которые крепятся к лыже, чтобы они не проскальзывали при подъеме в гору.
У камуса с одной стороны липкая поверхность (специальный клей), а с другой ворсистая поверхность. Клейкой стороной камус клеится к лыже, а ворсистая сторона выполняет противоскользящий эффект при движении вперед, вверх. Если лыжи с камусами пустить вниз по горке, они начнут проскальзывать, давая возможность катиться по склону, а не идти пешком. А это нам и нужно, чтобы в одну сторону не проскальзывало, а во вторую скользило.
Камуса нужно покупать определенной ширины и длины. Есть готовые камуса, которые можно купить и подрезать по ширине вашей лыжи, а есть камуса на отрез, где вам придется брать отдельно крепежный набор (переднюю скобу и хвост лыжи). В последнем случае вам придется резать камус по ширине и длине лыжи/сплитборда, закреплять скобу и хвост лыжи на камуса своими руками. Если берете камуса на отрез, лучше брать 4 метра (по 2 метра с двух сторон), чтобы было с запасом. И да, камуса на отрез обойдутся вам дешевле, чем готовые решения.
Видео: как резать камус
При покупке камуса желательно мерить его ширину по самой широкой части контактной поверхности лыж (самая широкая часть носа и хвоста не в счет), хотя можно взять и по ширине талии. Если взять по ширине талии, то возможно, камус будет на самых крутых подъемах немного проскальзывать и КПД снизится на 10-20%. Поэтому, если нет необходимой ширины камуса для ваших лыж по контактной поверхности, берите по талии. Если не хватает более 10 мм с одной стороны, то лучше поискать другие камуса.
Камуса так же делятся на несколько видов: мохер, синтетика, микс (сочетание мохера и синтетики).
Мохер – самые дорогие и эффективные. Чаще всего их берут для скитура, ски-альпинизма, забегов на горку. Но есть, и существенный минус – очень быстро изнашиваются. Быстрее чем синтетика в 2-3 раза. Мохер живет 2-4 года активного использования.
Синтетика – более долговечная и дешевая. Но скользят сильно хуже, чем мохер и больше весят. Синтетика живет около 5-8 лет, если подновлять клей. Однако время идет. Синтетика уже потихоньку догоняет своим качеством мохер и микс.
Микс (мохер + синтетика) – оптимальное решение среди прочих. Недорогие и долговечные. Более эффективны, чем синтетика. Средний вариант, который выбирают большинство фрирайдеров. Живет около 5-7 лет.
Рекомендую брать камуса с креплениями нос + хвост. Не желательно брать с креплением только в носовой части. Как только клей станет хуже клеиться, или камус замерзнет/налипнет снег, есть большая вероятность, что камус начнет отваливаться. Если вы уже взяли камус без хвостового крепления, таскайте с собой скотч, на крайний случай заднюю часть приклеите.
Лучшими камусами считаются G3 и Black Diamond из-за своей клеевой основы. Еще неплохие Voile (сам пользуюсь ими). Ориентировочная цена камуса на 2016 год от 150$ до 200$ (микс, синтетика).
Фрирайд и лавины
Не хотел касаться темы лавин в снаряжении, но решил все-таки немного написать. Народ у нас смелый и безбашенный. Они даже не осознают, какую опасность несет в себе фрирайд и внетрассовое катание. Да, фрирайд это фан и удовольствие, но еще большая ответственность за себя и товарищей. Ваши покатушки могут закончиться плачевно или чего хуже – смертельно.
Видео: Как Трэвис Райс пережил тяжелую лавину.
Поэтому если не знаете местность, обязательно берите гида. Состояние снега, сезон, количество осадков, сторона склона, все это играет важную роль при оценке лавинной опасности. Цена ошибки жизнь и ваше здоровье.
Что еще важно знать райдеру:
- Не ходить в бэккантри/фрирайд одному. Один райдер – мертвый райдер. Должна быть группа людей (минимум 2 человека, а лучше 3-5), которые хорошо катаются и в случае чего смогут вам помочь.
- Купить бипер, щуп, лопату, рацию. Научиться пользоваться всем этим на практике.
- Узнавайте информацию у лавинщиков или лыжного патруля о лавинной опасности в зоне катания, если есть возможность. Читайте СМС от МЧС. В Казахстане это 112.
- Не выходить в горы в снегопад и непогоду.
- Не катайтесь по чужим следам. Можно уехать в другую сторону и заблудиться.
- Спускайтесь вниз по одному, чтобы не нагружать склон.
- Расскажите семье, друзьям и МЧС, куда вы пошли.
И не забывайте, что фрирайд таит в себе не только лавинную опасность, но и густой туман, в котором можно потеряться и уехать в другую сторону, трещины на ледниках, в которые можно провалиться, камни, о которые можно удариться и разбиться, скалы и многое другое. Любите фрирайд и свободу? Любите и ответственность нести.
Цены на снаряжение
Здесь я привожу цены за 2016-2017 год. Казахстан, город Алматы. Естественно цифра будет усредненной.
Лыжи для бэккантри, сайдкантри, фрирайда (около горнолыжного курорта) c рельсовыми креплениями и универсальными ботинками.
Фрирайд/скитур лыжи – от 90 000 тенге (от 280$).
Рельсовые крепления – от 70 000 тенге (от 210$).
Универсальные ботинки (трассовые с утепленным сапожком). Индекс Жесткости 100-130. – от 60 000 тенге (от 185$).
Камуса (микс, синтетика) – от 60 000 тенге (от 185$).
Итого: фрирайд лыжи + рельсовые крепления + универсальные ботинки + камус = от 280 000 тенге (850$). Это самая минимальная цена и, как правило, со скидками.
Средняя цена комплекта: 360 000 тенге (1000$).
Теперь посчитаем, во сколько нам обойдутся TLT крепления и скитур-ботинки, которые подойдут для большого фрирайда, ски-альпинизма, бэккантри, сайдкантри, скитура.
Фрирайд/скитур лыжи – от 90 000 тенге (от 280$).
Крепления Tech, TLT – от 110 000 тенге (от 340$).
Скитур-ботинки совместимые с TLT креплениями – от 200 000 тенге (от 600$).
Камуса (микс, синтетика) – от 60 000 тенге (от 185$).
Итого: лыжи для фрирайда + TLT крепления + скитур-ботинки + камус = от 460 000 тенге (1400$). Это минимальная цена.
Средняя цена комплекта: 700 000 тенге (2000$).
А на этом все. Удачи вам на склонах.