В прошлом году просматривал и сравнивал горнолыжные базы в Киргизии. Собрав информацию с различных источников в сети Интернет, составил сравнительную табличку. По заявленной длине трасс и наличию нормальных подъемников в лидерах были: Каракол, Орловка и Тоо Ашуу. Мне стало интересно, что это за базы. Про Орловку, в общем-то, многие слышали, ее хвалят, я там еще не был. С Тоо Ашуу не совсем понятно, в сети не попадалось хороших отчетов и описаний. Тут очень кстати, совпало, что друзья собрались ехать на базу Тоо Ашуу. Ну и мы с Юлей не упустили шанс побывать в новом для нас географическом пространстве.
Меня заинтересовала база «Тоо Ашуу», склоны которой расположены на высотах около от 2250 до 3000 м, в отличие от Орловки 1250-1800 м (инфа из сети). Одолевают сомнения на счет качества снежного покрова на базе Орловка – это ведь высота температурных инверсий, т.е. на базе в зимнее время теплее, чем на окружающих равнинах, часты оттепели.
На одном из метеорологических сайтов даются данные по станции Тоо Ашуу. Высота снега зимой здесь впечатляет – всегда более 1 м (зима 2014-15 гг.). Это неповторимые особенности климата Суусамырской долины. Т.е. если вы поедите в Тоо Ашуу со снегом там всегда ништяк, не смотря на то, что экспозиция склонов южная. Это несомненный и, на мой взгляд, огромный плюс базы. С утра до вечера она по максимуму освещается солнцем. А какой вид открывается из окна вагончиков или коттеджей на долину и стоящие кругом горы – просто нет слов! Тоо Ашуу – курорт наоборот: места проживания расположены наверху на высоте почти 3000 м. Здесь же имеется прокат инвентаря и кафе.
Расположение. Географически база Тоо Ашуу расположена в горах Киргизского Алатау на южных склонах, спускающихся в горную долину Суусамыр. Доехать сюда можно из Бишкека по Ошской трассе – это 150 км (от Алматы около 400 км – 6 часов + время на прохождение таможни). Пройдя таможню на Кордае, едем по объездной дороге вокруг Бишкека в западном направлении. Выезжаем на трассу, которая идет через многочисленные поселки. Свернуть с этой трассы необходимо в поселке Кара-Балта в направлении одноименного ущелья (трасса М-41). Мы повернули в Беловодске, но хорошая дорога идет не здесь. Зато так короче на 10 км. При въезде в ущелье Кара-Балты стоит пропускной пункт (поселок Сосновка), где необходимо заплатить 5$ за проезд по тоннелю (на обратном пути столько же). Сама дорога впечатляет, уходя на высоту более 3000 м бесконечными серпантинами. Раньше она шла через перевал 3586 м, сейчас через гору прорубили 3 км тоннель. Интересно проехать по такому сооружению. Выехав из тоннеля спускаемся, делая несколько зигзагов и вот он поворот на базу (стоит табличка). Со стороны Кара-Балты было сухо, только при подъезде к тоннелю появился снег (2800-3150 м). Снега со стороны Тоо Ашуу сразу стало много. Нас встретила белоснежная долина. Климатические чудеса!
Приехали поздней ночью. Сначала спать.
Наступило долгожданное утро. Невероятно яркое и даже ослепляющее здесь солнце. Кругом горы, горы, горы и все белое-белое. Место сказочно красивое. Позавтракали, пошли на склон. Трасса оказалась для новичков. Погонять можно, но после 3-4 спусков становится скучно. Уклона немного не хватает, чтобы полноценно пофрирайдить – всего 20%. Скорость небольшая. К сожалению, не работал бугельный подъемник, где склон был раза в 2 круче.
…А на табличке заявлено: уклон 30%, длина трассы 2,8 км (на самом деле 1,6 км – если добавить трассу с бугельным подъемников, то 2,4 км). Уклон трассы с бугельным подъемником 40%.
Во второй день Рома и Ира попробовали лыжи. Склон хорош для начинающих. К середине дня они уже освоили технику, благодаря Юрию Федоровичу Голодову. Ну как же тут не научишься кататься на лыжах с человеком, побывавшем на Эвересте! Во второй день склоны вокруг трассы были расписаны донельзя. Я пытался уходить по максимуму левее-правее, чтобы отхватить остатки пухлячка. Эх-х, сюда бы после свежего снежка… К слову, Юрий Федорович сказал, что на Орловке интереснее, склоны разнообразнее. Вечером после ужина мы отправились домой.
Двух дней на базе достаточно, чтобы укататься. В общем, база ничем не удивила и не оправдала моих ожиданий. Надеялся на фрирайд. На прощание местная природа подарила нам красивый закат. Конечно, панорамные виды с Тоо Ашуу запомнятся надолго.
Цены:
Дневной ski-pass 800 сом
Питание в кафе (завтрак-ужин) 500-700 сом
Проживание (9 человек в 10 местном вагончике) 700 сом
28-29 ноября 2015 г.
Спасибо за отчет! Будем знать.