Талдыкорган – Уштобе – река Каратал – Уштобе – ж/д станция Молалы – Матай – река Аксу – Кураксу – Толебаево – озеро Балхаш – солончак Карашыган – Золотые пески – ж/д станция Лепсы – река Лепсы
6 день. Быстро доехал до Талдыка. Городишко маленький. Беру направление к городу Уштобе, чтобы уйти в дельту реки Каратал. Один раз переезжаю реку по мосту после Талдыкоргана, потом еще раз в около Уштобе. Перед Уштобе в селе Екпинды есть отличный магазин, где можно найти всё. В сам городок не заезжаю. Дорога после Уштобе водит кругами, а асфальт стал ужасным – яма на яме. Еще свернул не по той дороге. Проехал лишних 2 км. Как раз когда был обед, глянул на карту, там 2 дороги идут в Южное Прибалхашье, но ближняя тупиковая. Я был на ней. Надо обратно.
Уехал на 8 км дальше планируемого места, т.к. там, где я планировал встать, стоял большой дом. Хотелось дикости. Я ее получил, когда толкал вел несчастных 500 метров по барханам. Зато не зря. Вышел на отличную поляну с густым лесом. На повороте Каратал упирается в бархан. Красиво!
Правда, вечером меня обнаружили местные. Удивились, что я с велосипедом и что еще и из Алматы. Сами они пришли проверить свои снасти. Сейчас время запрета, рыбачить можно только местным.
7 день. Сегодняшняя дорога была похожа на «дорогу смерти». Вокруг бескрайняя пустыня с барханами. Однако, если приглядеться она не безжизненная: много живности и гнуса. Через дорогу периодически пробегали зайцы, по обочине встречались черепахи, иногда посреди дороги. Но горизонт скучный и однообразный: то бугристые барханы, то равнинные такыры. Так и прошел весь день. Как обычно мешал встречный ветер, который начал дуть со вчерашнего дня от Уштобе. Из-за этого кое-как проехал чуть больше 100 км. Встал на ночевку рядом с мостом у села Алмалы.
8 день. В общем-то, я подозревал, что мой план рухнет из-за песка. Проехать до озер Ушколь нереально на велосипеде. Дорога есть, но колея песчаная. Проверил 1 км этой дороги и плюнул на это дело. Решил попытаться проехать до Балхаша. Через 4-5 км грейдер вытрес всю душу (асфальт закончился ровно на мосте). Развернулся и поехал обратно в направлении Уштобе.
Назад ехалось веселеее – ветер попутный, скорость раза в 1,5-2 выше. Много проезжать не стал (120 км). Встал у места, где трасса максимально близко приближается к реке. Очень жарко последние 3 дня. Сегодня особенно. Поэтому палатку ставлю без верхнего тента. Много мошкары. Из палатки вылезать неохота. Делать тоже ничего неохота. Но надо готовить ужин и кипятить воду на завтра. Когда разжигаешь костер, мошки становится заметно меньше. Особенно, когда стоишь под дымом.
9 день. С утра ехалось тяжко. Ветер поменял направление, стал боковым / слегка встречным, еще и сильным с порывами. Вчера я несся 20-30 км/ч, сегодня ползу 12-16 км/ч. Доехал до Уштобе. Посмотрел прогноз. Обещают, что ветер начнет стихать после 12 часов. В магазинчике обновляю запасы хлеба и чая. Традиционно покупаю мороженное. Проезжаю через Уштобе. Пока это был самый велосипедизированный поселок у меня на пути (в дальнейшем я больше нигде не встречал столько местный жителей на велосипеде). Наверно, каждый 3-4-й житель ездит на велосипеде.
Участок дороги от Уштобе до Молалы я вообще не планировал. Карты есть, но новая показывает одну дорогу, старая – другую. Главное отличие – с какой стороны ехать от ж/д путей. Мужики с Уштобе пугали меня, что там пески. Вроде холмистая и зеленая местность. Даже название есть – горы Ушкара. Откуда там песок? Пока была связь, попросил Юлю обрисовать грунтовки и скинуть мне. Мужики советовали съехать с асфальта, где дорога уходит под ж/д пути и ехать вдоль по грунтовкам. Уйти на другую сторону нужно на 2-3 км позже. Я так и сделал. Песок и правда был, но немного.
Потом я ушел через подземный переезд, как мне советовали. Но вот переезд оказался, видимо, не тот. Сначала была большая лужа, которую я кое-как перешел по болоту. Уже здесь я задумался, что с дорогой что-то не то. До этого она была очень наезженная. Потом по Юлиной линии я ушел до ЛЭП. Но дорога там – ее почти нет. Карта говорит, что надо ехать рядом с ж/д, а я удалился на 2-3 км. Возвращаюсь.
И правда, нахожу нормальную дорогу и тот переезд. Здесь песок пошел серьезный: местами буксую, но еду, местами приходиться спешиваться. Весело! Подспускаю заднее колесо, чтобы легче было буксовать. Сначала помогает, но позже песка на дороге становится еще больше. Расстояние по грунтовке для велопереезда не слишком большое – около 25 км. Но с учетом блужданий и песочниц, я потратил часа 4 на ее преодоление. Вообще, сам грунт в этой местности не полностью песчаный. Сверху тонкая корка глины, но как только по ней начинает кто-то ездить, она разбивается, углубляется. В этих углублениях сразу начинается накапливаться песок, в т.ч. и из-за переноса ветра.
К станции Молалы дорога пошла вниз и я даже ехал по весьма глубокому песку просто за счет скорости. Иногда зад немного заносило. В Молалах нет ничего! У меня заканчивалась вода. Мне нужно проехать еще 28 км, но уже по асфальту. Начала барахлить цепь… Что-то слегка щелкает. Останавливаюсь, вижу, что одно звено кривое. Слегка поправляю выжимкой, но звено нужно будет заменить в ближайшие дни. Запасной кусок цепи есть. В общем, до конца дня цепь дожила. К 6 вечера я подъехал к пруду. Место нормальное. Вечером с этой трассы был шикарный предзакатный вид на горы Джунгарского Алатау. Не зря я так застрял.
В 400 м от пруда проходит трасса «Алматы-Оскемен». Мапс.ми показывает, что там есть кафе. Сегодня был трудный день, но одновременно насыщенный день, который прошел очень незаметно. Возиться с ужинами самому уже надоело. Поел лагман в кафе. 1050 тенге – за порцию, чай, кучу хлеба и 1,5 л сарыагаша.
10 день. Дорога в направлении Матая первые 25 км в ремонте. Ветер попутный, но ехать быстро не получается – ямы. Первые 10 км по начавшемуся асфальту успел проехать на попутном ветре. Затем он сменился на западный-боковой, позже – вовсе на северный-встречный и очень сильный. Зашел холодный фронт, буквально за час температура упала градусов на 10. Стало +8оС. Вчера было +27оС.
Стало пасмурно, начал накрапывать мелкий дождь. Скорость упала до 10-12 км/ч из-за ветра. Под зарядившим дождем свернул на дорогу к селу Кураксу, расположенного недалеко от реки Аксу в 45 км от станции Матай. Тётя на пропускном ж/д переезде сказала, что дальше Кураксу – песок. Опять двадцать пять! Но всёравно еду, не раздумая, там должны быть необычные пейзажи и много-много озер. Ветер на этом отрезке пути незаметно снова стал попутным и оставшиеся 38 км проехал за 2 часа. Дождь то усиливался, то стихал. Асфальт был весь в больших лужах. Через 20 км пошла красивая дорога – большие барханы, поросшие зеленью (саксаулом и тамариском). Периодически между ними попадаются озера. Сначала как соры, ближе к месту ночевки – настоящие глубокие, окруженные густыми зарослями камыша или деревьев. Дорога разительно отличается от Каратальской. Даже если придется возвращаться – уже не зря поехал! Местные контрасты природы усиливаются дождем и прохладой. Летом здесь очень жарко и сухо. По сравнению с Караталом река Аксу совсем миниатюрная – ее ширина не больше 15 м, а у Каратала до 130 м. Видимо, из-за холода захотелось кушать сильнее обычного. А может пора уже сделать перерыв?..
11 день. Запомню его надолго… В начале дня хороший асфальт шел до единственного по этой трассе села Кураксу. Пейзажи продолжили радовать зеленью и озерами, которых здесь десятки. Прямо с утра прокололся, быстро исправил.
Село Кураксу проехал, никто не сказал – не едь туда. Более того, шла очень хорошая грунтовка, обрамленная зарослями саксаула и поднятая над окружающим рельефом. Сразу за селом Кураксу стоит необычная роща тополей прямо на склоне бархана. На них гнездилось много воронов. Озера продолжились, с ними и много певчих птиц. Примерно в 8-9 км от села зарылись 2 китайских грузовичка. Зачем они сюда поехали? Один сел очень сильно. Это было первое препятствие – дорога ушла под воду, а объезд был по пескам, где они и встряли. Я спокойно обошел это место и ехал себе спокойно еще более 10 км.
Дорога снова ушла под воду, но не в лужу, а в весьма приличное озеро метров 100 шириной. Был объезд, я поехал по нему. Объезд уводил очень далеко от основной дороги, да и грунт здесь был мягкий, что заднее колесо часто зарывалось или скользило по влажной глине. Вокруг становилось все больше озер, болот и всяких проток. До ближайшего села оставалось 7 км по прямой. Объезд тоже закончился водой – очень широкой. Я взял курс обратно на дорогу, продираясь через камыш, колючки и болота. Дорога была в 2 км от меня. Наконец, вышел на нее спустя 10 пройденных болот. Ноги были мокрыми. Меня насторожило, что нет следов. Ладно, попробуем.
Спустя 1 брод глубокой реки и 1 лужу (1,5 км) опять приплыли – в прямом смысле. Снова озеро шириной 100 м, а дорога через него. Была не была, решаюсь попробовать перейти. Издалека видно дно, вода очень прозрачная, но глубина непонятна. Иду-иду-иду, а глубина всё больше и больше. Уже выше колен, вел плывет почти сам по воде. Прямо подо мной появилась сеть, в ней был давно запутавшийся сомик. А до этого какая-то немаленькая рыба рванула от меня в камыши. Я прошел 2/3 этого озера, противоположный берег очень близко, но я уже стою по пояс, а глубина дальше еще больше. Понимаю, что сейчас намокнут спальник и вещи. Скорее всего, после этого велосипед пойдет ко дну. Надо обратно! Было обидно, столько пройти… На обратном пути одна нога слегка запуталась в сети. В общем успешно искупался я… вылез на сушу, надо обедать. После обеда приходят здравые мысли. А пока только досада и злость, что Балхаш меня не хочет подпускать к себе. Я хотел приключений в пустыне, я их получаю. А это всего лишь 30 км бездорожья. Чтобы было, если бы я поехал по своему грандиозному плану?!
Времени уже прилично 14:30. Смотрю на карту дорог, у этой «псевдо-трассы» даже номер есть, су…а. От обходной дороги уходила еще какая-то колея в нужном мне направлении. Думаю, попробовать по ней или же придется ехать обратно до Матая. Других вариантов нет. Если пойти дальше блуждать посреди этих озерно-болотных джунглей, то можно и вовсе потеряться. Очень не хотелось назад, хоть там и красиво. Даже ветер попутный. Решаю дойти до этой колеи и пройти час, посмотрим, что будет. На крайний случай заночую у какой-нибудь протоки или озера. Воды тут хоть утопись!
Невероятно, но эта колея оказалась верной! До этого по обходной дороге шли тракторные следы. Я прошел по колее 700-800 м и тут снова появились тракторные следы. Видимо, та широкая лужа была не такой глубокой. Потому что по дальнейшим следам было видно, что тракторист не рисковый и в сильную «ж» не лез. Он очень хорошо выбирал дорогу, обходя глубокие болота, чтобы не встрять. Судя по следу трактор мог ехать только с поселка Ульги, в который мне надо. Видимо, ту псевдо трассу затопило уже давно, т.к. здесь начали попадаться бетонные плиты, положенные на дно глубоких проток. Цивилизация где-то рядом. Спустя еще десяток луж и проток я вышел к одной протоке, которая текла от реки Лепсы. Дорога пошла параллельно ей и вышла на ту «подводную» трассу. Решаю, встать около этой протоки. Впереди много цивилизации – целых 3 поселка, а здесь «дичь».
Вечером прикатили местные на УАЗе. Обрадовали меня, что до поселка больше приключений не будет. Один из них пытался понять, зачем я езжу на велосипеде, но так и не врубился…
Спальник я все-таки намочил. Вечером осталось время посушиться. Еще намочились некоторые каши, теперь они были полуготовые ))) Вещи лежали само высоко и вода их не достала.
12 день. Успешно проехал поселки Ульги и Толебаево по асфальту. Снова свернул на бездор сразу за мостом через реку Лепсы. Дорога ведет к заброшенному поселку, где когда-то добывали соль. Рядом расположен необычный солончак с кристаллами соли (тенардит). На топокарте возле солончака так и было написано. Мне стало интересно, что это такое. Я понял, что это озеро будет похоже на знаменитый солончак Уюни в Боливии. Конечно, не тех маштабов. Но увидеть такое впервые интересно!
Грунтовка до него шла неплохая. Но вот ветер опять встречный и сильный. Еще и довольно прохладно, еду в ветровке. Перед солончаком дорога зашла на берег озера Балхаш. Наконец-то я на алматинском море! Вскоре доехал до солончака. Перед озером есть 2 белых отвала. Издалека они похожи на ледник. За ними озеро, дно которого покрыто слоем соли, а сверху немного воды. Слой держит, создается впечатление, что ходишь по воде. В плане у меня был второй солончак, но вчера я прилично задержался из-за незапланированных купаний.
От заброшенного поселка шла более прямая грунтовка. Но вот ее качество – кошмар! Она вся избита копытами скота. Позже начался песок. Вроде до первых пляжей недалеко, если не доеду, заночую раньше «Золотых песков». До пляжей с названием Аулиетас добрался в обед. Норм. Позже проехал еще один пляж. Здесь был очень красивый каменный мыс и тишина. Только шум волн.
Далее дорога удалилась от берега, ее качество стало заметно лучше. Можно было ехать, а не идти пешком. В конце вообще разогнался. Ближе к «Золотым пескам» пошла дорога, обильно посыпанная камнями, которые периодически выстреливали из-под колес. Не доезжая 1 км до поворота на ст. Лепсы, свернул на пляж. Симпатично! Песок, барханчики, но мусора… Встаю в стороне, до куда не доезжают машины. Нет, не подальше от людей, сейчас несезон, а потому что там чисто. Встаю прямо на песок с небольшой травкой. Наконец-то, Балхаш меня подпустил к себе. Водичка в озере холодноватая +15оС. День был прохладным, а так бы занырнул…
13 день. Сегодня была довольно унылая дорога, как и скорость с которой я ехал из-за многочисленных подъемов и встречного ветра. Да, здесь преобладают северные и восточные ветра (90%). По данным метеостанций процент пониже. Но я бы все равно не стал менять маршрут в др. сторону, заезжая на Балхаш в конце. После горных пейзажей здесь было бы так себе. Да и жарко… и комары бы уже начали выводиться. Спасают только места ночевок, которые я всегда планировал у рек. Здесь всегда свой разительно отличающийся от окружающей местности пейзаж. Особенно классный приречной (ленточный) лес. С утра я зашел в приличный мини-маркет на ст. Лепсы, где было всё. Даже тушёнка «кублей».
После поселка был самый крутой и продолжительный за весь день подъем длиной 2 км. Слева от меня на востоке показалась невысокая горная гряда Архарлы. Чуть позже она становится немного живописнее, благодаря скальникам. Их высота до 750 м, превышение над окружающей местностью 350-400 м, поэтому посреди равнины они сильно бросаются в глаза. Издалека я подумал, что более высокие горы, что это предгорья Джунгарии. В одном месте из этих гор текла небольшая речка. Тут же стоял какой-то памятник с надписью на казахском.
Сегодня доехал до окончания этих гор до места под названием Жанабулак. Здесь с гор выходит еще один источник, может это просто стоячая дождевая вода. Я ухожу по песчаной дорожке в сторону реки Лепсы. Пришлось прогуляться более 1 км прежде, чем я дошел до берега. Осталось время помыться и постираться. Сегодня резко потеплело. Сразу появились облака. Завтра обещают грозу. За счет облаков в этот день был самый красивый закат за всю поездку.
Надо сказать, что трасса «Лепсы-Кольбай» довольно неплохого качества. Встал в этом месте, т.к. далее дорога идет вдали от источников воды на протяжении 50 км.
Вечером мне не давал спать какой-то зверь (рысь?). Подходил к палатке очень близко. Около часа орал. Такие же звуки мы как-то слышали в Каскеленских горах. Пришлось поорать тоже, чтобы отпугнуть, т.к. он подошел совсем близко. Испугался, почему-то послышался как бы топот, как будто копыта. Может настолько тяжелый этот зверь. Ночью было спокойно. С рассветом он снова закричал, но уже не так близко. Видимо, я встал на его территории. Когда уходил на следующее утро, увидел свежие следы на песке, явно кошачьи, крупные. След шел прямо по той дороге, где я заходил с трассы.
11-18 мая 2019 г