Немного истории нам в блог.
В свое время туристский клуб “Романтик” ежегодно проводил интересные и немного (а может сильно) сумасшедшие мероприятия типа “Алматинский маршбросок” (соревнования по спортивному ориентированию). Однажды они решили провести еще более дерзкое соревнование, в котором я решился поучаствовать. Хотя такие мероприятия весьма популярны у наших северных соседей, а у нас они сейчас совсем заглохли.
В то время я писал отчеты на казахстанском форуме “Центр тяжести”, который тоже испарился. Хорошо, что имею привычку сохранять на компьютере те отчеты, в которых много букв. Кто-то его читал. Это было 6 лет назад. Может кому-то будет интересно прочитать вновь, а кому-то впервые, а кого-то вдохновит на повторение нечто подобного…
Что же это за мероприятие “Сотня за сутки”? Все просто! Надо преодолеть 100 км по горной дороге за 24 часа. Пользоваться никаким видом транспорта естественно нельзя. Нужно еще уметь ориентироваться по карте и ходить ночью с фонариком. Проводилось оно 15-16 мая 2010 г. туристским клубом «Романтик» впервые. Суммарный набор высоты составлял около +2300 м, сброс -2150 м. Высшая точка на пути 2600 м. Маршрут: водохранилище Бартогай – долина реки Ассы – ущелье Тургень (экопост). Ныне популярный среди любителей джип-туризма.
Спросите меня: “Зачем участвовал в этом мероприятии?” Ответа не найду. Люблю, конечно, много ходить по горам. Но чтоб 100 км…обычно такое расстояние проходил во время 5-7 дневных походов.
Сбор был в 8:00 на стадионе, едва не опоздал, приехал в 15 мин 9-го. И через пару минут поехали к Бартогаю. Народ был весел и бодр. Все представляли, какими мы придем на финиш, а кто-то может и не дойдет. Погода обещала быть ясной все два дня, но по ночам намечался морозец. Организаторы взяли с нас расписки о том, что мы типа мазохисты и сами идем на это.
Приехали к Бартогаю в 12:35. Нам раздали карты. Организаторы говорят “Вот идите по этой дороге, никуда не сворачивайте, дорога одна”. Развилок там конечно было дофига. Где-то в 12:45 нас всех построили и дали старт. Народ был весь знакомый, участники Алматинского Маршброска. Все любители гор: альпинисты, горные туристы и кто просто любит походить по горам.
Первые километры все начали бодренько, вдоль Бартогая я шел первым. Как начался подъем меня обошло человек 8-9. Было довольно жарко. Для себя еще дома я разделил всю дистанцию на 3 примерно равных отрезка, и должен был пройти каждый отрезок до определенного времени, чтобы уложиться в 24 ч. Время этих отрезков практически совпадало с заходом солнца 1-го дня и восходом второго.
Первые 18 км перепад высот составил чуть более 1 км от 1060 м до 2090 м. Местами дорога была довольно крутой. Постепенно дорога выполаживалась, стало видно долину р.Ассы. На этом отрезке пути держался с группой из 3 человек, с которой мне предстояло пройти еще всю ночь. Спуск в долину был крутоватым, за 5 км спустились до 1700 м. Я устроил себе привал минут на 25 возле реки. Как будто зная, что впереди меня ждал довольно тяжелый участок, по карте я как-то не заметил этого. Неподалеку были красивые ландшафты Красных скал. Спустя 6 лет побывал в этих местах множество раз, тогда это было впервые.
Мимо меня прошло несколько групп. Пора идти дальше. Вскоре прошел домик лесников, затем началось.
Дорога пошла круто вверх, затем вниз и такая синусоида на протяжении 10 км. Это меня начало выматывать, часто стал останавливаться. Хорошо, что взял мптришник, включил Цоя – идти как-то стало легче. Небольшие горки идут одна за одной, впереди переправа через Ассы, хочется пройти посветлу. Наконец горки заканчиваются, открывается вечерняя долина Ассы. Переход реки без проблем, холодная водичка только бодрит, а хождение по камням разминает стопу. После переправы знакомлюсь с двумя ребятами: Чингиз и Миша. Иду вместе с ними. Первый отрезок пройден нормально – это примерно 35 км.
Далее уже темнеет, встречаем группу из 3-х человек: Алексей, Нина и человек с большой шляпой (не помню как зовут). Та самая тройка, которая шла первые км 25 впереди меня. Угощают нас горячим чаем. Идем дальше, вроде как должна быть еще переправа через реку, а ее все нет. Уже совсем темно, идем с включенными фонариками. Проходим дома, табличка рядом: аптека, магазин – цивилизация посреди гор! 3-ка постепенно нас догоняет. До второй переправы дошли, но как окажется позже она была не нужна, развилку мы просмотрели в темноте. Еще джип крутившийся на той стороне смутил нас. Не найдя дороги, пошли вдоль русла (речку обратно как-то не хотелось переходить). Затем решили подняться по тропе чуть выше русла (очень много там было таких троп уходящих от русла). И там оказалась дорога, не такая хорошая, но все же лучше бездорожья. По этой дороге шли довольно долго. У меня началась вторая волна усталости. Остановился, поел – стало полегче, догнал остальных. И эта дорога тоже ушла вброд через реку, а мы оставались все на противоположной.
Было около 12 ночи, стало холодно. Шли далее без тропы, местами было много снега. Меня это начало добивать, а на той стороне светились фонарики. Хорошая дорога идет там. Наша сборная постепенно здесь развалилась, каждый пошел своим путем. Я решил еще раз хорошенько отдохнуть, а потом подумать, что делать дальше. В итоге прилег на рюкзак, пролежал так минут 40, пока меня не начало колотить от холода. Пора вставать! Пройдя минут 5, согревшись, стал искать место для перехода. На той стороне замигал фонарик, видимо мне, я тоже помигал. Фонарик быстро приблизился – это Алексей. Говорит они с Ниной переправились, дорога там хорошая. Недолго думая я тоже перешел речку, спешно вытирая ноги, которые так и хотел сковать своими ледяными цепями морозный воздух Ассов. Взглянув на время, уже было 3 ч ночи, перевалом и не пахнет. Надо торопиться, т.к. его я должен по плану пройти по утру. Выйдя на дорогу, мне вновь шлось тяжело. Здесь уже было много снега, поддувал морозный ветерок с запада. По архиву метеостанции Ассы в ту ночь было -8оС!
По дороге шло много сильно уставших «фонариков». Где-то в 4:15 начал просматриваться рельеф. Стало рассветать. Понял, что перевал уже недалеко. Показались знакомые лица. Чингиз со спутником, одетым в комуфляжную форму, неожиданно втопили, ушли далеко вперед. Сразу было видно в Чингизе будущего чемпиона по скайранингу! С частыми остановками в 5:20, я добрался до перевала. Показалась знакомая обсерватория Ассов, р. Киши-Тургень, урочище Ойжайляу, в 2007-м я бывал здесь. Горы Тургеня на рассвете стали розовые от восходящего солнца, стояла тишина.
Теперь дорога шла только вниз. Предстояло пройти последний намеченный мною отрезок. Спускаясь, понимаю, что мне нужен еще один более длительный привал. Да и вода моя в бутылках вся замерзла. Спустившись 5 км к слиянию р.Ойжайляу и Киши-Тургень, остановился и полежал с полчасика, набрал воды. Ко мне уже приближалась довольно большая группа народу человек 5-6, пошел дальше. Дорога по Киши-Тургеню местами живописно прорезана в скале. Довольно бодренько я спустился к Батану, на роднике Кайнар умылся, попил воды. Кстати, вода там всегда какая-то необычайно вкусная.
Далее шла асфальтированная дорога, но ноги мои через 3-4 км начали отказываться шагать. Тут надо идти в более легкой обуви. Последние км 10 были самыми неинтересными и ужасными для меня из всего пути. Как раз ко мне подъехала машина, поддерживающая нас на всем марафоне, спросили как самочувствие? Подвезти? Я отказался…Потом все 10 км жалел об этом.
Как это ни странно, но по асфальту мне было легче бежать, чем идти. Ну и где-то 1/3 из оставшегося пути я пробежал. И успел на финиш к 12:15, который располагался за форелевым хозяйством. Там была небольшая полянка, где ждали остальных участников. За мной пришла еще пара групп. Одного человека не хватало, того самого с большой шляпой. Организаторы сказали можно не переживать за него, что он выберется хоть в Китай. Нам еще вручили сертификаты (кто уложился в 24). Подождав еще 1,5 ч, уехали домой. В автобусе была мертвая тишина, все спали… А через день мне надо было сдавать гос экзамен в университете… К автобусной остановке я шел со скоростью улитки. Сразу же натер все суставы мазью (уже не помню какой), на следующий день стало намного легче.
Если сейчас загуглить, то находится множество подобных ультра марафонов на просторах бывших союзных республик с таким же названием “100 за 24”. Стоит задуматься…
15-16 мая 2010 г.