Чтобы добраться до Каракобы, нам предстояло проехать по Староавстрийской дороге ее самую высокую часть – перевал Бурхат (2142 м). Сначала мы вновь закупаемся продуктами в Катоне на последнюю неделю путешествия. Правда, параллельно смотрим в прогноз и не видим там ничего хорошего. Алена напряглась, т.к. в дождь она совсем не любит ходить, а поры бы привыкнуть за 5 лет. Накупили много продуктов, нам даже выдали картонную коробку, чтобы было удобнее. Я еще раз внимательно поразглядывал карты прогнозов на разных сайтах. Убедился, что всё настолько плохо, что на месте ночевки может пойти снег, но до него есть один день с окном 50/50. Поэтому надо пытаться максимально далеко заехать по Каракобе, чтобы была возможность за день сбегать до озер. Всё барахло оставим у машины.
Съезд на «Австрийку» находится в 20 км от Катон-Карагая. У начала серпантина стоит домик лесников, где проверяют разрешения. Сюда можно проехать и без разрешения, просто оплатив посещение прямо лесникам. К обеду небо стало мрачным, а на перевале Бурхат было холодно и ветрено. Сделали короткую остановку на смотровой площадке «Солдаткулаган» и прогулялись оттуда к озерцу. К нему можно проехать и на машине. Там даже есть место для кемпинга.
После перевала сбрасываем по высоте метров 500 и перед гостевыми домами (Верхнее зимовье) поворачиваем на восток в долину Каракобы. Долина очень широкая. Дорога грязная, но застревать тут особо негде – очень ровно и без подъемов. Только внимательно надо проезжать многочисленные речушки. Надеялись доехать до начала маршрута на перевал Шагандаба, где и с северной и с южной сторон расположены много озер. Туда идет официальный маршрут под названием «Ирек» (см. схему).
По пути нам встретилось место под палатки под названием «Кенсу». И вот после него дорога начала резко ухудшаться. Пошли камни, а потом многочисленные болота. Дорога превратилась в слабозаметную колею. Не совсем понятно, как она обходила эти болота. До места, где нам можно было переправляться вброд через Каракобу мы доехали. Но на машине переезжать здесь рискованно, переходить пешком тоже стремно. С нашей стороны место так себе для лагеря. Всё открыто. Я сбегал выше. Там виднелось какое-то строение. Беседок не видно. Мы решили, что стоит вернуться к кемпингу «Кенсу». После предстоящих дождей дорогу развезет еще сильнее. При непогоде желательно где-нибудь спрятаться, а около кемпинга был лес. Это значит, что при пережидании непогоды, хотя бы будет, чем заняться – костром.
Видно, что места дикие. За 3 дня, что мы стояли здесь, проехала 1 машина и прошел 1 всадник на лошади. Сам кемпинг также выглядит малоиспользуемым – зарос травой. Короче, отличное место! За исключением кровопийц – их здесь умеренное количество. Если не стоять под беседкой, то комаров почти нет. Все прячутся под ее крышей.
Следующий день стояли, пережидая непогоду. После обеда было короткое окно, позволившее побродить по ближайшему холму. Очень кстати прямо около кемпинга нашлось место для брода Каракобы. Глубоко, но течение несильное.
Поход к озерам. 23-го числа оправляемся в поход как раз к тем озерам, куда хотела попасть Алена. Брод был довольно простым, напрягали только скользкие камни на дне реки. Глубина 60-80 см. На другой стороне идет какая-то старая дорога для авто. Через метров 700 сворачиваем с нее на восток, т.к. она пошла не в нужном нам направлении – на юг. Дальше идет тропа, которая теряется на ближайшей реке. Поднимаемся по ее руслу – больше было негде: густой лес и высокий кустарник. Заходим в лес, где находим подобие тропы. Идем по ней. Она вытоптана то ли козлами/оленями, то ли лошадьми. Так траверсируем склон по диагонали в нужное нам ущелье. Выходим на выполаживание. Аккуратно обходим болота, перепрыгиваем речку и выходим к первому озерцу. Здесь еще растет лесок.
Дальше движемся по центру ущелья в направлении 5 альпийских озер. Первое самое большое расположено на высоте 2350 м. После 2-го и 3-го озер останавливаемся на обед под склоном, за которым лежат верхние 2 озера. Под склоном спрятались от ветра, который при выходе из леса дует, не переставая. Погода держится, решаем, что можно залезть на перевал, за которым есть еще одно ущелье с озерами.
Изначально я отказался от похода к этим озерам, т.к. были сильные сомнения, можно ли пройти этот перевал пешком. Информации никакой не было. А Шагандаба – точно пешеходный. Однако все факторы сложились так, что за 1 день мы сможем пройти только этот маршрут – из «шестиозерья» в «восьмиозерье». Не зря у меня были сомнения. Финишный взлет на перевал под 35-40 градусов! Благодаря большому количеству снега, мы прошли его. А вообще под нами был ледничок – в нижней части склона. Т.ч. в другое время пешком пройти его было бы затруднительно. С седловины перевала открылся вид на бесконечные Алтайские горы и озеро Маркаколь.
Те 8 озер скрыты гребнем слева. Проходим траверсом к нему. Не зря шли сюда! Цирки с таким количеством озер встречаются нечасто. Возвращаемся к кемпингу по пути подъема.
Следующий день вновь стоим, пережидая дождь, который льет почти целый день, стихнув только к вечеру. В такую погоду не стоит соваться на «австрийку».
Староавстрийская дорога – озеро Маркаколь. Ночью снова был дождь. Все горы выше 2000 м покрылись снегом. С утра светит солнце. Правда, пока выезжали на Староавстрийскую дорогу, снова начало затягивать. Дорога вдоль Каракобы в дождь вполне проезжаема. Самый коварный участок ждал перед лесничеством и перед речкой Маралёнок. Перед лесничеством болото непротяженное, проехали. А вот на следующем сели в глубокую колею и зарылись в грязи. Пришлось натаскать еловых палок и подкладывать камни. Того и другого как назло в этом месте мало. Кругом глиняные болота. Потратили на выезд минут 40-50.
Дальше за речкой Маралёнок видим крутой затяжной подъем. Как специально начинается сильный дождь. Благо перед подъемом находим дорожку по траве. Едем по ней. Она не такая крутая, выезжаем на основную дорогу в начале серпантина на перевал Алтайский. Дорога на перевал каменистая, узкая. Спуск с Алтайского перевала, пожалуй, самый технически сложно проезжаемый участок для водителя. Постоянные повороты, булыжники, разваливающиеся деревянные настилы через болота. Зато не было грязи, по которой могло таскать машину.
В конце ущелья реки Сорвенок выезжаем на подобие трассы между селами Урунхайка и Владимировка. Почему подобие, потому что там по колено грязи. Ее видимо собрались ремонтировать, только разравняли, но не утрамбовали и как раз пошли дожди. В этом месиве на поворотах с подъемами машину слегка заносило. Долго едем до Урунхайки. По сухому скорость была бы раза в 2-3 выше. Итого потратили 5 часов на выезд с Каракобы. Алтайские комары и холодная погода (не выше +8…+10 днем) с дождями за последние дни так достали всех, что решили не останавливаться на Маркаколе на ночь. Хотя на озере было солнечно, но вокруг гуляли черные тучи. Просто пообедали у озера на территории одного из гостевых домов. Сходили на пирс, пофотографировались и поехали дальше.
После Урунхайки дорога стала лучше. На одном участке даже был асфальт, как будто собираются ложить его до Маркаколя. После перевала Мраморного нас ждала последняя интересная локация – песчаная пустыня Аккум на территории Китая. Нам повезло, мы проезжали ее на предзакатном солнце и уходящие вдаль бесконечные барханы были отлично подсвечены. Дорога ниже Мраморного перевала идет прямо вдоль границы с Китаем. В поселке Теректы стоит брошенный погранично-пропускной пункт. Совсем недавно на Маркаколь пускали только с бумажками. Перед Теректами помыли машину в реке.
В этот день хорошее место для ночевки не нашлось, поэтому ночевали в Зайсане. Гостиница так и называется «Зайсан». Ниже среднего, но цена отличная за номер на двоих – 4400 тенге. Номер просторный с душем и туалетом. Нам больше ничего и не надо. Для такого удаленного населенного пункта – хороший вариант. Только вот ценник в кафе какой-то нереальный и невкусно – не ходите.
За следующий день добрались до озера Алаколь, где позагорали пару дней. Отогрелись на солнышке и поехали домой в Алмату.
Начало путешествия по Катон-Карагайскому национальному парку.
21-29 июня 2021 г.