Река Лепсы – Кольбай – Кабанбай (Андреевка) – перевал Айпара – река Кызылтал – озеро Алаколь (Коктума) – Жайпак – Бесколь – Ушарал – река Шинжилы – Кабанбай
14 день. Начался с того, что я решил себе всё переломать. Сначала основной замок на велосумке. Тут хорошо, что есть второй. Потом снова пострадали очки. Велосипед на них грохнулся. На очках так можно разориться… Похоже, никогда не научусь ложить их в правильное место.
Всё утро была очень скучная дорога. Зато ветер сменился на попутный – северо-западный / западный. Разгонялся под 30 км/ч. Вчера 70 км ехал почти целый день, сегодня 4 ч. В поселке Кольбай купил мороженого и сникерс, чтобы дотянуть до кафе в Андреевке. Дорога до нее веселая: постоянные подъемы и спуски. Вначале были затяжными подъемы, во второй половине – спуски. Трасса Алматы-Оскемен в этом месте ужасна. За 2 недели это худший асфальт, по которому я ехал.
Андреевка – симпатичный поселок, довольно большой. Посидел в местной столовке, где в этот момент праздновали детское день рождение.
Встретил местного владельца половины этих земель (как он сказал). Дорога через горы, как он обещал, пошла красивая. Первые 10 км без крутых подъемов. Дальше пошли северо-восточные предгорья Джунгарии. Постепенно я углубился в межгорную долину, где текут такие крупные реки как Тентек и Орта Тентек. Это та самая река, которая является самой сложной для сплавов в Казахстане. С другой стороны долины течет река Жаманты, относящаяся к бассейну озера Алаколь, как и Тентек. В одном из ее притоков на реке Кызылтал есть множество озер (как минимум 6). Ради них я остановлюсь на этой реке через день, чтобы сходить до какого-нибудь озера пешком.
Местный богач земель советовал дотянуть до реки Орта Тентек, типа там поляны лучше. Я доехал. На вид поляны здесь такие же как на Тентеке. Даже речки чем-то похожи друг на друга. Отличие только в размере поселков. Здесь он совсем крохотный. В целом место хорошее. Вокруг горы. Правда, высоту я постоянно сбрасывал на спусках. В итоге стою всего на 850 м. Поэтому тепло, даже чересчур. Неожиданно для себя проехал сегодня 134 км, несмотря на то, что во второй половине дня было много подъемов и жарко. Котлеты с рисом и 1 литр молока помогли. Вроде даже не устал. Вечером небо затянуло тучами, прокапал слабый дождик.
15 день. Подъемы-спуски продолжились. В начале дня шли в основном подъемы. Самая большая высота сегодня была на перевале у села Айпара (1220 м). Погода с утра пугала дождем, но в итоге вышло солнце. В селе Токжайлау (Дзержинское) уехал не по той дороге. Надо было свернуть на мост влево. Проехал лишних 2 км. Когда кончился асфальт, понял, что что-то не так. Вернулся. Этот поселок был очень длинный в этой долине, наверно 4 км. С утра в центре развернули небольшую ярмарку.
Долина постепенно поднимается, как и горы вокруг. Высота гор слева 2300 м, справа примерно также, но за 1-м хребтом просматриваются дальние более высокие горы (хребет Кунгей), где высота до 3000 м. Там лежит много снега. В Токжайлау проезжаю последнюю реку, которая впадает в Тентек – Шет-Тентек.
Село Айпара небольшое. Впереди показалась вышка, стоящая на перевале. Асфальт после Токжайлау заметно ухудшился. После перевала пошел продолжительный спуск до села Глиновка (Ушбулак). И заключительный участок дороги с асфальтом, где я разогнался более 50 км/ч. После Глиновки только гравий и не самый приятный. После Глиновки проезжаю несколько рек, которые образуют Жаманты. Надо сказать, они довольно полноводные, примерно как наша Большая Алматинка. Ниже они сливаются и уходят в глубокий скальный каньон. На одном из пригорков открылся вид на озеро Алаколь, как раз через этот скальный каньон. Позже я проеду все эти реки еще раз (Тентек и Жаманты) только уже по равнине.
Спуск перед следующим ущельем Кызылтал, где я планировал встать был жестко крутым. Много давил на тормоза. За 4 км сбросил 250-300 м по высоте. Затем я ушел вверх по Кызылталу с основной дороги по правому берегу. По карте обозначена тропа. Было заметно слабую колею от машины. Ехать тут не возможно, много камней, поэтому шел пешком 1,5 км, пока река не ушла в глубокое и узкое скалистое ущелье. Дальше смысла идти нет, встаю здесь. Правда, место какое-то немного неприветливое – везде старые речные выносы. Грунта нет. Все поляны в камнях. Нашел одну, где камешки были совсем мелкими. В обед снова жарко, решил вздремнуть под тенью деревьев. Хорошо поспал 1,5 ч. Можно ставить палатку. Вечером было много мыслей о том, смогу ли я завтра пройти хотя бы до одного озера? Что меня ждет в этом ущелье? Сколько бродов будет? Вечер душный и теплый +23оС.
16 день. Таким же неприветливым оказалось и само ущелье Кызылтал. Сразу же пришлось обходить первый прижим по воде. Через 30 минут второй – полез по сыпухе и скалам. Прилично набрал высоту. Третий – снова по воде. Четвертый – опять вода, но уже весь поток реки на моей стороне. Течение довольно сильное, а река – глубокая (по пояс). Может и унести. Не для бродов в одиночку. Тропа есть, но она постоянно переходит с берега на берег. Видно, что переправляются на лошадях. Углубился за 3 ч от силы на 2,5 км, а надо еще столько же до первого слияния рек, где чуть выше расположено первое небольшое озеро. Но желание идти дальше пропало. Полез на горку, чтобы осмотреться. Вижу, что реально прошел очень мало. Смысла переходить реку нет, т.к. дальше снова придется бродить. Причем еще не раз, как минимум 2… По скалам его тоже не обойдешь, они бесконечные. С горки видны еловые леса и снежники.
Решаю окончательно, что сегодня вообще никуда не двинусь, когда вернусь в лагерь. Буду отдыхать. Была мысль доехать до Алаколя. Но здесь хорошо, никого нет – ни людей, ни насекомых. Правда, вечером немного появились комары, терпимо. На равнине сегодня явно очень жарко за +30.
Назад вернулся за 1,5 ч, уже не надо было думать, куда идти. Дорога известна. Сегодня жарко даже здесь, ушел под тень деревьев с карематом. Видимо, все джунгарские ущелья вначале очень узкие. Так было в Малом Баскане и по реке Агыныкатты, где до второго озера можно дойти только через верхние жайлау. Тоже самое на реке Кора, где дорога петляет с одного берега на другой из-за скал.
17 день. С утра выезжаю на Алаколь. Ночью шел неплохой дождь, сейчас погода позволяет ехать. Даже пытается выйти солнце. Сходу подъем. Сил утром много, заезжаю до конца. Неожиданно снова появляется асфальт. Но в целом дорога сильно разбита. Не разгонишься, обязательно влетишь в глубокую трещину или яму. На горизонте появилось озеро. Правда, видно не очень хорошо из-за дымки.
К концу спуска с запада стала выползать черная туча. Последние 6-7 км пошел нормальный асфальт, где можно было хорошо ехать. Выехал на трассу «Ушарал-Достык». Она разбита в хлам. Хорошо, что по ней только 1 км. Снова поворот – на Коктуму. Здесь относительно новый асфальт. На ж/д переезде спрашиваю у мужиков, где остановиться. Отвечают, что мест много. А я боюсь, что несезон и не все работают. Мужик пытался дозвониться кому-то, но не смог. Въехал в поселок. Людей почти нет, всё закрыто. Уже начался дождик. Мужик на делике сигналит, говорит, что меня ждут. Показывает, как доехать. Нашел гостевой дом хозяйки по имени Сая. Мужик с переезда все-таки дозвонился.
Домик расположен в 5 минутах ходьбы от берега. Стоимость 6500 тенге с человека с 3-х разовым питанием. Меня заселили по более низкой цене – за 5 тыс. Могу рекомендовать их (телефон +7702-480-9696). Цены, как я понял, у них одни из самых низких, условия довольно хорошие. Свежий ремонт. Удобства на улице. Хозяйка готовит вкусно.
Приехал рано в 9:30. Целый день я потратил, бродя к озеру и надеясь, что выйдет солнце и осветит гладь озера. Но у погоды на этот счет сегодня были другие планы. На этот день передавали сильную непогоду. Весь день дул сильный ветер, периодически шел дождь, временами сильный. Так до самого вечера. Солнце я все-таки дождался. В 5 вечера оно вышло минут на 10. Вода в озере для конца мая жутко холодная, всего +10, как в алматинских горных реках. Берег Коктумы немного напоминает Иссык-Куль. С юга также есть горы. Напротив, вдалеке просматривается хребет Тарбагатай – это уже Восточно-Казахстанская область. Если бы не нужно было заряжать все девайсы, поставил бы палатку на берегу, точнее рядом с берегом. Он тут интересный – везде идет 4-5 метровый глиняный обрыв. Сам пляж из гальки, шириной 2-3 метра.
18 день. Прощаюсь с Алаколем, подъезжая к нему на веле. Оно по-прежнему хмурое. После Коктумы трасса пошла неплохая. Выезжал из поселка по более короткому пути по гравийке, идущей вдоль столбов. Спустя 30 км началась жесть – ремонт дороги и дыры. Еще местные шумахеры, того и гляди, получишь камнем из-под колеса. На Ушарал дорога раздваивается: одна идет напрямую, которую ремонтируют, вторая – полукругом через поселки на 9 км длиннее. Поехал по второй, т.к. по ремонтирующейся было невыносимо (много камазов + подъемы). Тут ехалось хорошо. Только за 5-7 км до Ушарал трафик увеличился. Я пообедал под деревьями у трассы.
В Ушарале решил купить запасную покрышку, т.к. одна уже заметно поизносилась. Удачно свернул прямо на улицу с базаром. Нашел вело-мото-магазин. Покрышка стоила 1500 тенге. Мне зачем-то вернули 500, когда узнали, что я издалека. Оказывается здесь всегда так для дальних путешественников. Приятно!
После Ушарала идет мост через Тентек. Воды в реке много и она мутная после дождей и тепла. Снова выезжаю на трассу – позор нашей страны «Алматы-Оскемен». Здесь тоже идет ремонт, который начинается аккурат на подъеме. Набор +200 м. Это самые крайние северо-восточные отроги Джунгарии, которые еще севернее переходят в низкие горы Архарлы. После подъема выезжаю на приятную и зеленую подгорную равнину. Ремонт заканчивается после села Кызылащи. Около села есть река, где можно было бы встать на ночевку. Решаю проехать дальше. По асфальту и с попутным ветром проехал последние 10 км минут за 17 (радостно гнал 35-40 км/ч). Сначала заехал к ручью, который впадает в реку Шинжилы. Место не понравилось. Сворачиваю на 1,5 км дальше к этой реке, где трасса довольно близко приближается к ней. Скатываюсь по слабозаметной грунтовке в долину реки. Нахожу поляну с живописным красным берегом. Вечером почему-то снова пошел дождь, хотя уже вроде похолодание прошло. Успел всё приготовить и покушать.
19 день. Начался с того, что мне было плохо, полночи не спал. Утром тошнило. Еле как позавтракал, сил нет. Решил полежать еще часик после того, как соберусь. Выехал в 10. Где-то за 40 минут докатил до Андреевки. Перед поселком начало спускать заднее колесо. Подкачал. Доехал до магазина. Съел 2 мороженого, закупил продуктов на ближайшие пару дней. Колесо снова спускает. Думал, проеду поселок и там сделаю, чтобы было поменьше зевак. Но пришлось делать в конце поселка, стало совсем сильно спускать. Сделал. После Андреевки предстоял продолжительный подъем с набором высоты +700 м на протяжении 35 км. После Андреевки я ушел правее, чем в прошлый раз по трассе к поселку Лепсинск.
19-24 мая 2019 г
А в реке река Жаманты впадает в Алаколь,рыба водится?