День 1 (100 км). Выезжаю поздно из города, только в 11, чтобы на улице не было льда. Еду максимально укутавшись, в этот день температура была не больше +10. Как обычно в 1-й день всё дается тяжело с непривычки. Снова набил баул, как будто по пути не будет магазинов недели две. В этот день ничего интересного. Встал около пруда недалеко от села Таргап.
День 2 (113 км). Ночь морозная. Снова еду укутавшись, задувает куда только можно, неприятно. Решаю ехать не по основной бишкекской трассе, а через поселок Шилибастау. По расстоянию тоже самое, что и через Кенен. Перепады высот похожи. Только здесь машин нет. В 1-й день дикий трафик меня достал, хочется покоя, который получаю по этой дороге в полной мере. После проезда ж/д путей поднимаюсь к селу Танбалытас с большим заводом (бывший Горный), где делали асфальт или добывали камень. Чуть дальше села начинается спуск, еду еще и с попутным ветром.
От Отара сворачиваю на дорогу вдоль ж/д к станции Бель. Отсюда начинается административная граница Жамбылской области. Дорога идет вдоль невысокого хребта Чу-Илийских гор (1000-1200 м) по долине реки Копа. Обещанного картой асфальта тут нет. Дорога настолько убитая, яма на яме, что даже попутный ветер не помогает. А дует он сегодня злостно. Вытряс всю душу, пока доехал до станции Анархай. Даже вода закончилась. Заехал к дому, где стоял ЗИЛ. Дали не только воды, хозяева напоили чаем с конфетками. Местные рассказали, что в этих горах много петроглифов. А с другой стороны ж/д путей в Кордайских горах есть какой-то водопад. Показали на стражей Анархая – это 1,5-метровые туры, которые стоят на всех холмах этих гор. Я не обратил внимание на то, что туров реально очень много. Скорее всего, они остались со времен нашествия джунгар. Отпугивали чужеземцев, чтобы им казалось, что у нас много воинов.
Гостеприимные хозяева долго не задерживали. Я решил поискать место для ночевки в ближайшем отщелке. Главное нашел мелкий ручеек, а потом даже дрова, разбросанные по ущелью. В начале казалось, что деревьев тут нет вообще. Но у нас в Казахстане везде так, если есть вода, пусть и под землей, деревца вырастут. Так и здесь, выше растет несколько одиночных деревьев. Завтра с утра пойду искать петроглифы. В ночь обещают дождь, поэтому надо будет ждать, пока дорога подсохнет.
Вечером когда въезжал в ущелье, первые рисунки встретились на двух больших валунах слева. Их не очень хорошо видно, но всё же.
3 день (38 км). Пошел вверх по ущелью. Ручей несколько раз то появляется, то исчезает. Выше ущелье делится на два рукава. По середине – скала, где есть небольшая пещерка и немного петроглифов. Большая часть петроглифов сосредоточена в правом по ходу рукаве, где ручей льется с метровой скалы. Правее этого места много рисунков. Затем прошелся по двум хребтам. Больше рисунков не было, кроме одного непонятного, больше похожего на современный.
В этот день солнце светить не хотело. Холодно. Дорога до конца не высохла. Даже гравийка до Беля местами грязная. А по середине сегодняшнего дня в планах 30-35 км бездора до станции Чокпар. Доехал до Беля, как и ожидал моя грунтовка вся в грязи. Решаю ехать по верхней дороге, идущей по самой верхотуре хребта. Так чуть длиннее, других вариантов нет. Мужик на сюрфе говорит, садись на поезд, так не доедешь. Однозначно не мой вариант. В конце добавил, что, да, верхняя дорога получше, она каменистая. В целом так и оказалось. Подъем со встречным ветром выморозили из меня всю энергию. Было всего +5. Присел перекусить. Кое-где на макушках этого хребта под названием Кокбастау даже не растаял снег после зимы. Высота Кокбастау доходит до 1170 м. Наконец спуск! Тут даже ветер не мешает. По таким дорогам зачастую катится лучше, чем по гравийкам. Спускаюсь в урочище Шокпар, где расположено малюсенькое село Талапкер. Стоит здание какой-то научной базы КазНИЭКа. Встаю на ночевку ниже села на 2 км у реки Кулакшынсай, где она образует живописную дугу. Вокруг скалы. Ущелье достаточно глубокое, чтобы не продувал ветер. На вид здесь немного зеленее, чем с нашей Алматинской области. Чу-Илийские горы создают небольшое препятствие для прохождения теплых воздушных масс с юго-запада. Температура здесь в среднем выше на пару-тройку градусов.
4 день (115 км). До села Чокпар по бездору осталось немного 7 км. Снова надо было брать по верхней дороге! По нижней грязно – сплошные ручьи и лужи. Выехал на асфальт. С попутным ветром быстро доехал до села Далакайнар, держа среднюю скорость 25-30 км/ч! Дальше срезаю по грунтовке к трассе «Шу-Балхаш». Грунтовка оказалась нормальной. Только одно место на дамбе у пруда, где прошла отара овец. Здесь знатно потрясло. После села Актобе пропустил поворот к трассе. Надоело ехать параллельно ей, конца этой грунтовки не видно.
Выхожу пешком к трассе. Тут всего 100 метров. Здесь отличный асфальт. Я удивлен! Правда, удивления хватило на 10 км. Дальше ремонт. Благо на велике можно ехать по участкам, которые уже заасфальтированы, но еще не открыты для машин. Классно! Отдельная велодорожка! Местами приходилось съезжать на гравий и пылиться вместе с остальным потоком. Не понимаю, почему временную дорогу нельзя сделать приличной, а то какой-то Бурхан-Булак получается. Бедные дальнобойщики плетутся 10 км/ч. Потом мы удивляемся, что у нас так всё дорого. Фуру после такого можно сдавать на металлолом.
С горем пополам доехал до села Бирлик, откуда начинается Чуйская трасса в направлении поселка Уланбель. Закупился в магазине продуктами для обеденных перекусов, которые закончились, хлеб и колбаса. Трасса по качеству неплохая – менее чем за 1 час доехал до запланированного съезда к месту ночевки на берегу реки Чу. Еще 2 км по грунту, местами и по песку. Раза три зарылся. Место хорошее. Решил постираться и помыться. Сегодня намного теплее, сразу градусов на 13-15. Вечером пришли двое местных. Стандартные вопросы. Закончились предложением, которого я ждал – травку будешь?… Что сказать, долина ЧУдная!
5 день (84 км). В этот день решил не напрягаться. После села Кумозек река Чу уходит далеко от трассы и дальше она вернется к дороге только через 100 км. Сегодня очень тепло уже с утра. Встретилась хоть какая-то флора, которая уже расцвела – тюльпаны Бузе. Путь занял полдня. Встал у старой протоки Чу. Кругом дремучие заросли саксаула. Вдоль воды много деревьев. Спрятался от трассы за этими зарослями и от грунтовки, которая вела в чей-то дом за трех метровым увалом. Вечером выли шакалы. Моя палатка им не нужна, а вот чье-то хозяйство их интересует. Периодически разносился лай собак, видимо, когда шакалы подходили близко к тому дому. Как обычно, воют около часа после наступления сумерек, потом тишина.
6 день (130 км). В этот день радовало только одно – попутный ветер. Целый день вокруг заросли саксаула. После поворота трассы у села Карабогет исчез и он. Вокруг безжизненная пустыня. По пути проехал большой солончак Кокуйдынколь.
Понимаю, что качу непонятно куда. Окончательно это понял, когда заехал на планируемое место ночевки. Оно было очень убогим и веяло жуткой тоской. Решил ехать дальше. Было это у старого разрушенного моста через реку к селу Киши Камкалы. Здесь у реки почему-то не растут деревья. Безжизненная долина. Такого никогда не видел. Возможная причина в том, что летом река пересыхает?…
В итоге доехал до развилки Тараз-Уланбель. В этом месте на карте была обозначена заправка. В сам Уланбель, расположенный у реки, ехать не хотелось. Он стоит в таком же безжизненном месте, еще и на 6 км в стороне от трассы. Заправка в итоге была закрыта и по виду очень давно, зато открыты пара кафе. Ночлега у них не было. Набрал 6 л воды и отъехал в редкие кусты саксаула, чтобы спрятаться от ветра. Заодно и от посторонних глаз. Трасса здесь ночью умирает, ни одной машины, спать можно весьма хорошо. У меня такой опыт впервые – ночевка в степи и без источника воды.
7 день (125 км). Вчера решил, что надо ехать к каким-нибудь горам. Эта пустыня достала, смотреть на нее больше невозможно! Ведь у меня еще был грандиозный план на чинк Бетпакдалы. С ним стало всё понятно – там ни воды, ни людей. Точнее какие-то строения на карте есть, но это рискованно. В итоге поехал в направлении гор Каратау. Мне предстояло 100 с лишним километров педалить по трассе, идущей сквозь пески Мойынкум. Как всегда на барханах растительности много, кое-где даже встречались полянки тюльпанов. Трасса оказалась непростой. На протяжении 60 км ехал по американским горкам верх-вниз. Из-за них день получился очень долгим. Педалил 10 часов.
Доехал до села Ойык. Зашел в долгожданный магазинчик. Поселок расположен на берегу реки Талас, текущей из Кыргызстана по одноименной долине. Встал на ночевку за селом у канала, вода в который поступает из Таласки. С деревьями у самой реки было негусто. Туда меня направил местный, сказал, что тут какой-то брошенный яблоневый сад. Так и было.
На этом пустынно-степная часть вело экспедиции по Жамбылской области заканчивалась. Для себя я понял, что ехать более 3-х дней по степям невозможно, когда впереди откровенно нет ничего интересного. Мне необходимо, чтобы на следующий день у меня была мотивация ехать к чему-то интересному. Например, такие отрезки были и в Алматинской области, но там было стремление попасть к озеру Балхаш. Ощущение этой цели скрашивало всю скуку педалирования по пустыне.
3-9 апреля 2021 г.
Начало: Вело экспедиция «На юг Казахстана».
Продолжение: Горы Каратау. Озера и пик Келиншиктау.