8 день (111 км). Утром заехал к мавзолею Ногай Ишана, который отмечен на карте дорог как достопримечательность. Оказалось, что если б я поехал в прошлом году, то попал бы на его 100-летие. Сам архитектурный объект никому не нужен. Ни указателей, ничего вокруг, кроме дряхлого забора.
Далее мой путь лежал на север к озеру Акколь у одноименного села. Здесь когда-то было мощное производство, даже есть многоэтажки. Повсеместно встречаются потертые надписи «Слава Октябрю». Полная разруха. Война точно 75 лет назад закончилась, а не вчера? После поселка крутой взлет на гору, откуда открылся классный вид на озеро. Как раз на смотровой площадке много тюльпанов. Хотел отдохнуть здесь полдня, но нет деревьев совсем, хоть и симпатично.
Дальше еду к самому большому озеру в Жамбылской области – Биликоль (если не считать Балхаш). Оба озера находятся на реке Аса. Биликоль у самого подножия хребта Каратау. Почему-то на навигаторе нет прямой дороги к городу Каратау от Акколя, а на бумажной карте дорог есть. Печатная оказалась права. Трасса идет по холмам, где жамбыльцы вовсю собирают грибы. Я сначала не понял, зачем столько людей шарится в степи. Пришла грибная пора. Дорога убитая вхлам до развилки Тамды-Каратау. Здесь немного приходится отклониться в сторону, чтобы заехать на озеро Биликоль. Еду вдоль ж/д путей по неожиданно новому асфальту. Я был настроен на гравийку. Снова никаких указателей. Местные на машине не захотели останавливаться. Как им что-то надо, так они тебя останавливают, спрашивают откуда-куда. А тут… город Каратау близко, людям здесь не так скучно жить. Хотел поинтересоваться, как лучше подъехать к озеру, где хорошие места, т.к. я помню на гугл-снимке оно почти всё в камышах.
По карте асфальт приводил в какой-то рыбацкий поселок. А я не хотел, чтобы рядом было много людей. За селом Тамды шла грунтовка к берегу, но раз уж тут такой отличный асфальт, поехал по нему. За 25-30 минут докатил до съезда к этому поселку. Он оказался необычным – проходил под ж/д прямо по реке Аса, вытекающей из Биликоля. Там довольно глубоко, решил не мочиться и перетащил вел через пути сверху. В поселок идет раздолбанная гравийка, позже начинается асфальт. Трасса сюда приходит с противоположной стороны. Проблема, где встать у озера. 90% его берега топи и камыши. У села есть проходы к озеру, но дома в 100 м от них. Мне такого не надо. Уехал за поселок на 1,5-2 км, нашел выход к воде. Правда, полностью озеро не видно, оно скрыто стеной камыша. Вечером у местных охота на уток. По озеру до самой ночи ездят охотничьи и рыбацкие катера. Может и хорошо, что меня не видно за стеной камыша.
9 день (51 км). Должен был быть короткий день, однако он расстянулся аж до 4 часов дня. Я решил отремонтировать, пока есть возможность, начавшую слегка болтаться педальную ось. На всё ушло часа 3. Делал в городе Каратау. Денек выдался нежарким, в обед начал капать дождь. В местной столовке поел лагман за 970 тенге + хлеб и чай. Поехал дальше под хребет Каратау, где идет трасса Тараз-Жанатас. Трасса отличного качества, но постоянно спуски-подъемы.
Откатил на 21 км от города и встал в живописном месте у реки Коктал с очень старыми ивами, которым лет 300-400. Один старый пень выглядел ничуть не меньше Алтынемелевской ивы. Пень сухой и из него растет молодое дерево. Хоть горы Каратау и невысокие, местная река большая и глубокая. Сейчас здесь половодье, а летом воды станет меньше раз в 10. Вечер очень прохладный, как в начале путешествия +7оС.
10 день (117 км). Продолжаю колесить по Каратауской трассе. С самого утра приходится отремонтировать звено цепи, которое вчера раза 4 пыталось рассыпаться. У меня были запасные звенья от другого бренда, вроде ничего, держит. Как и в путешествии по Алматинской области проблемы появились после песчаных пустынь.
В 12:30 заезжаю в Жанатас. Свой поворот прозевал. Зато зашел в местный мини-магазинчик, расположенный в каком-то микраше. Купил необычной самсы с тыквой. Мне очень понравилось! Продавщица сказала, что она с овощами, т.ч. наверно там было еще что-то кроме тыквы. Надеялся найти кафе в городе, ничего не попалось. Пришлось, как обычно, устроить пик-ник на обочине. Пришел пастух, поинтересовался, кто такой. Говорит какой-то местный отсюда до Алматы на ишаке доехал…
Со всеми починками и поисками кафе сильно задержался. Трасса хоть и шла вниз, но дул встречный ветер. Перед Саудакентом ухожу влево. Мне надо за село Кумкент. Сначала снова ветер в лицо, хотя повернул на 90о. Позже ветер перестал и я разгонялся до 23-25 км/ч. По пути встретились небольшие стада верблюдов. В сторону хребта Каратау видны огромные отвалы, где ведется добыча фосфора.
За Кумкентом есть небольшой поселок Кызылколь, за которым свернул к одноименному озеру. Берега озера засоленные, пишут, что грязь в нем лечебная. С юга в него впадает довольно полноводная река Ушбас, до которой еще 8 км. Проехал быстро, т.к. грунтовка была шикарной. С востока от озера красный бугор. Вообще половина берега – это красные глины, поэтому Кызылколь. Местные пугают волками, а завтра говорит, если так поедешь, нарвешься на больших собак. Лишь бы попугать…
Пока искал место, забыл застегнуть сумку от фотика. Конечно, он где-то выпал. Пропажу заметил, когда началось закатное шоу, а я помчался искать фотоаппарат. Я помню, что фотал красный холм последним, а после не пристегнул сумку. Пошел смотреть в месте, которое не понравилось для ночевки. Там нет. Проблема была в том, что я катил то по дороге, то тропинке. В итоге при возвращении я внимательнее отследил свой след, благо тут мягкая глина. Фотик лежит. Он так хорошо упал, что даже объектив не запачкался. Всё работает. Хорошо, что не на асфальте! Уже приготовленный ужин остыл. Выпил литр чая, из-за этой вечерней пробежки. Закат благополучно прозевал.
11 день (86 км). С утра еду дальше по грунтовке вокруг озера. Сначала купание в той самой реке Ушбас, впадающей в него. Ей меня тоже пугали, что не перейду. Смешно! Грунтовка хорошая. Но озере около берега миллионы уток и десятки лебедей! Не зря на месте стоянки было много гильз, а еще сети с довольно крупной ячейкой. Видимо, рыба тоже есть, хотя вроде как озеро соленое. Возможно, пока река полноводна, весной оно не сильно соленое, как восточная часть Балхаша.
13 км грунтовки позади. Теперь по асфальту до Шолаккоргана, а затем по трассе Ащысай-Туркестан. Последняя трасса ведет через перевал Турлан в горах Каратау. Мне надо до гор, а потом ухожу на грунтовку вдоль Каратау. В 13:30 доехал до съезда с асфальта. Устал от подъема. На обеде вырубился на полчаса. Впереди еще 30 км до Келиншиктау. По грунтовке ехать приятнее и спокойнее, ни машин, ни людей. Отличительная особенность гор Каратау в том, что они резко вздымаются над степью, зачастую вертикальными скалами без растительности. Так было в Малом Каратау, так и сейчас – в Большом Каратау.
По пути несколько бродов рек. Не разуваюсь, перехожу так. На середине пути особенно большая река, как наша Асы в начале лета – Кошкарата. Вглубь гор отсюда начинаются территории Каратауского заповедника. Еду параллельно границе, поэтому «нельзя» меня не касается. Дорога становится всё тяжелее, как по качеству, так и бесконечным подъемам. Уже больше 5 вечера. Выжимаю из себя все силы, чтобы ускориться. Успел за 1 час доехать до подходящего места на речке Арпаозен с видом на скалы Келиншиктау. Самая высокая высотой 1797 м. Я стою на километр ниже. Красивое место в целом! Вспомнилась Патагония с пиком Фиц-Рой. На менее известную Серро-Торе очень похоже. С деревьями тут не очень, около меня только одинокая ива. Чуть выше дом, похожий на кордон лесника.
12 день (9 км пешком). День отдыха от велосипеда. С утра гуляю в сторону соседнего скалистого ущелья Барсылдак, которое проехал вчера за 2 км до стоянки. Хочу посмотреть, чем оно заканчивается. В самом начале на первом камне нахожу петроглифы. Соседнее ущелье более уютное, знал бы, встал в нем. Деревьев больше, рядом нависают вертикальные скалы. Сами скалы смыкаются выше по ущелью, образуя ворота. Проверять проходимость ущелья выше не стал. Всё завалено огромными валунами, между ними растет труднопроходимый кустарник, под всем этим журчит река. Правее этого места гора-скала стоит под отрицательным углом. Впечатляет! В ущелье повсюду начинают проклевываться листочки тюльпана Грейга.
Спустя 2,5 часа вернулся завтракать в палатку. До сих пор прохладно, дует ветерок. Чтобы постираться-помыться пришлось ждать обеда.
13 день (87 км). Утро началось с ветра и дождя. Матерился, собирая палатку при ветре. Зато получился хороший рассвет с радугой на фоне Келиншиктау. Мне осталось проехать по грунтовке 10 км до асфальта, который начинается у пром.городка Таукент. Над городом высится пик Бессаз (2177 м) – это высшая точка гор Каратау. На треть он был покрыт снегом. 4 км были веселыми, затем пошли спуски. Быстро слетаю под горку до трассы Шолаккорган-Созак. Хотя боковой ветер постоянно наровил меня свалить с велосипеда. В порывах он был очень силен. Зато после поворота на Созак он отлично дул мне в спину и позволял держать скорость не менее 25 км/ч. Если бы не бесконечные ямы, то можно было бы еще быстрее.
Прямо на въезде в Созак с правой стороны два супермаркета. Довольно неплохой выбор продуктов. Сам поселок большой, не меньше Каратау или Жанатаса. Объезжаю поселок с юга. Напротив поворота в прилегающее к Созаку село Коктобе ухожу снова в горы Каратау, чтобы перевалить их. Тут есть горная дорога через невысокий перевал Бажы (930 м). Меня удивили поля вокруг Созака. Вся почва белая-белая от соли, а люди умудряются что-то выращивать на ней. У начала грунтовки обедаю рядом с родником.
По началу дорога была отличная мягенькая глиняная. Затем начался гравий. Камней было так много и больших и маленьких, что от тряски не возможно было ехать быстрее 10 км/ч. Спустя 2 часа подъехал к началу ущелья Суиндык, через которое лежит мой путь. По ущелью едется тяжелее из-за увеличивающегося уклона, но живописнее. В ущелье очень много деревьев. Канат, местный лесничий, сказал, что река Суиндык не пересыхает даже летом, поэтому здесь водится редкая рыба – маринка. Первый раз ее вижу вживую. Ущелье – это территория охот.хозяйства. Вершины ущелья доходят до высоты 1470 м. Канат сказал, что тюльпаны увижу нескоро. Они появятся в начале мая. Он ошибся, увидел я их на следующий день. Спустя 1,5 часа подъема по ущелью встал на ночевку. Вечером снова налетел ветер с кратковременным дождем. Вечера теплеют, даже в горах в районе 7 вечера +14…+16оС.
14 день (45 км). Самый сложный день за первые 2 недели. До перевала 8,5 км, но еду и иду – 50 на 50. Выше растительности всё меньше. На перевале совсем пустынно. Стоит какая-то могила.
Нежданчик был в начале спуска. Там скалы. В прямом смысле дорога была пробита сквозь них. Позже стало лучше. Потихоньку появлялась река Жамантас. Я не придал значения названию. Ниже река стала довольно полноводной и проходит она через узкое скалистое ущелье. Дорога в том же направлении. Булыжники такие, что велик просто не едет вниз. Застреваю в них. Зато встретились первые тюльпаны. Сначала Альберта, позже Грейга. Хоть не зря здесь мучаюсь. Еще были какие-то огромные нераспустившиеся с большими листьями. Спустя дней 10 в горах Западного Тянь-Шаня, когда увижу их полностью распущенными, я узнаю, что это вовсе не тюльпаны, а лук вытянутый. Помимо скал, дорога раз 10 ныряла вброд. Наконец, дорога начала уходить от реки левее в направлении небольшого поселения Ушозен, где на ближайших холмах растет много деревьев, прямо целый лес. Видимо, Ушозен – это лесное хозяйство.
Теперь другая напасть – подъемы, еще дорога плохо наезжена. Как-будто в этом году никто не ездил. Знаю, что впереди меня ждет узкое ущелье реки Жамантас, которая входя в ущелье меняет название на Ушозен, и там скорее всего меня тоже ждет что-то страшное. Остановился на обед у поляны тюльпанов.
По карте в этом ущелье 5 бродов, на самом деле было 25. Точно не меньше. Можно сказать, что я просто плыл по реке с велосипедом. А река стала ого-го какой глубокой. Местами намокал велобаул. В ущелье видел следы только одной машины, хотя дорога в целом хорошо набита. В начале красиво – много деревьев. Даже осины растут. Позже вертикальные скалы. Местами отлично видны складки пород. Как-будто нечто их перевернуло! Впрочем так и есть. Из-за скал, кажется, что ущелье превратится в непроходимый каньон. Но это не так. В целом, не смотря на броды, ущелье проехалось веселее. Между бродами можно было ехать в седле, местами сильно трясло по камням. При выезде из ущелья – дом и 2 злые собаки. Я и рад спешиться, чтобы они не бежали за мной.
После еще одного брода перевожу дух – впереди подъем длиной 2 км. Дорога обходит очередное ущелье, через которое прорезала себе путь река. По пути валяются завядшие сорванные тюльпаны. Появляются машины и мотоциклы. Дорога пошла накатаннее. Даже в горку еду в седле, а вниз вообще лечу с ветерком. Думал, что и к 7 вечера не успею выехать на равнину перед селом Ынталы, а получилось на полчаса раньше. Встал за водозабором реки, которая ушла, наверно, в поливные каналы. Ниже почти ничего не течет. Вечером вокруг меня проходило много стад баранов. Загоняли домой до самой темноты.
Здесь, с другой стороны хребта Каратау, сразу почувствовалось, что это юг. Трава выше, местами успели вырасти большие лапухи, деревья выпустили молодую листву и самое главное, расцвели тюльпаны. Первый раз вечером хожу в шортах и не утепляюсь.
Ни разу не пожалел, что изменил маршрут, сократив степную часть, и поехал к Каратау раньше. По количеству текста и фото можно понять, насколько здесь было интереснее ехать, чем первую неделю.
10-16 апреля 2021 г.
Начало: Вело экспедиция «На юг Казахстана».
Продолжение: Туркестан и река Сырдарья.
Класс интересно читать
Огромное спасибо за прекрасный фоторепортаж! Самое главное, есть названия всех посещаемых Вами гор, рек, ущелий, даже тюльпанов! Периодически просматриваю Ваши другие путешествия.
Спасибо, Татьяна!