Наш велопоход, становящийся традицией на казахский праздник Наурыз, проходил в том же районе, но на другой стороне реки Чарын. О первом велопоходе 2013 года особо писать нечего. Это был первый мой опыт составления велосипедного маршрута. К тому же он сильно был ограничен погодными рамками марта месяца. Тогда мы хотели доехать от Чарына до Алтын Емеля. Однако, строгий лесник не пустил нас через Айдарлы на территорию парка без пропусков. Поэтому поход закончился внутри самого поселка. Также был сделан важный вывод, что с рюкзаком на плечах на велосипеде ездить неприятно и тяжело. Все постарались прикрепить рюкзаки к багажнику, а я взял 2 рюкзака выходного дня. Один прикрепил к багажнику, положив туда всё максимально тяжелое. Один был на мне. Так было, куда приятнее. ***Велотуристы думают, Во дебилы! Я в 2020-м думаю также )))
Собственно почему март месяц? Ответ для неживущих в Казахстане – у нас в 20-х числах 5 выходных дней. А заняться кроме как велосипедизмом больше нечем из активного туризма (путешествие на джипах не в счет).
В этот раз мы решили покататься по более либеральному в отношении пропусков парку Чарын. Восточная часть Алматинской области (долины рек Или и Чарын) – это район с самым ранним открытием велосезона! Местные особенности климата позволяют кататься на велосипеде уже в 20-х числах марта, благодаря сухой и устойчивой погоде этого района. Осадки выпадают здесь очень редко.
Маршрут: Лунный каньон – каньон Бестамак – каньон Темирлик – предгорья Кетменя – каньон Темирлик – село Чунджа
Район: национальный парк “Шарын”
Продолжительность: 4 дня-3 ночи
1 день. Доезжаем до начала спуска в Лунный каньон на деликах. Спускаемся вниз до конца дороги, где ставим лагерь. 1-й день в основном гуляем пешком, а не катаемся на велосипедах.
Каньон назван так, потому что местные пейзажи похожи на поверхность Луны. Левее ночевки расположены несколько ответвлений каньона. Ближний – интересен завалами и их преодолением. Проходы через некоторые завалы очень узкие и довольно длинные. Специально для любителей экстремальных ощущений. Если попытаться, их можно пройти и вылезти наверх, откуда откроется вид на весь Желтый каньон и реку Чарын, на юге будет виден невысокий хребет Кулуктау, а на северо-западе – восточная оконечность гор Торайгыр, через которые идет трасса (перевал Аласа). Отсюда можно уйти в сторону каньона реки Чарын. Поверхность при подходе к каньону, где она течет, резко обрывается 100-150 м вертикальными скалистыми склонами. Вид отсюда тоже завораживающий.
Вниз по ручью можно спуститься к реке через живописный желто-сиреневый гранитный каньон, поросший деревьями, кустарниками и тростником, который выводит к реке Чарын, где растет ясень.
2 день. Выезжаем из по той же дороге на трассу. Через несколько сот метров снова сворачиваем с асфальта налево. Едем в направлении холмов Кату. Проезжаем несколько брошенных домов и ферм. У одной была здоровая собака алабай. Кто-то успел уехать, а кому-то пришлось спешиваться. Едем до грунтовки, которая плавно начинает поворачивать в направлении реки Чарын. Если свернуть раньше, можно попасть на панорамные точки, откуда видна Долина Замков. Спустившись в каньон Бестамак, зарываемся в гравие. Велосипеды не едут. Решаем дойти до воды пешком. Обедаем там.
Точное значение названия каньона Бестамак перевести сложно. Оно как-то связано с окрасом этого каньона. По-казахски бес – это пять. Так вот и цветовая гамма каньона состоит из пяти цветов. Помимо этого, в каньоне можно увидеть различные скульптуры, которые образовались в результате эрозии. На восточных склонах выделяется скульптура большого «Чайника».
После обеда возвращаемся к великам и тащим их обратно вверх. Мы с Юлей съездили на обзорную точки, полюбовались марсианскими пейзажами на другой стороне каньона.
Приходится возвращаться на основную грунтовку, а затем брать левее в направлении каньона Темирлик. Довольно поздно въезжаем в каньон и разбиваем лагерь среди деревьев у воды.
3 день. Образование каньона Темирлик. В миоцене и плиоцене река Чарын впадала в Илийское озеро. После того как воды Илийского озера ушли, Чарын стал впадать в реку Или ранее также впадавшую на востоке в Илийское озеро. В бывшем дне озера, в эпоху плейстоцена, Чарын вырезал каньон. Образование каньона объясняется тем, что с ростом хребтов Терскей Алатау, Кетмень и Кунгей Алатау, где находятся верховья Чарына, течение реки убыстряется и тем самым увеличивается ее эрозионная сила. Каньон разрезает слои пород. Каньон углубляется одновременно с ростом хребтов Северного Тянь-Шаня.
В каньоне много деревьев. По берегам растут реликтовый ясень, тополь, туранга, барбарис. В реке водится голый осман. Можно встретить зайцев, фазанов или кекликов.
Река Темирлик является правым притоком Чарына. Темир – железо, здесь в древние века добывали руду. Истоки реки находятся к югу – в горах Кетмень на высоте более 3000 м. Куда мы и решили поехать в 3-й день налегке, оставив лагерь.
Боялся, что при приближении к горам дороги будут грязными. Спокойно доехали до места, где Темирлик уходит в горное ущелье. Правда, местность выглядела голо и безжизненно. Только подснежники разбавляли это спящее после зимы царство. Обратная дорога была веселой, потому что мы катились вниз.
4 день. По моему плану мы должны были доехать вдоль Чарына по грунтовке в район ясеневой рощи. Однако, пришлось менять план, т.к. нагрянувшие вчера лесники сказали, что там заповедная зона (короче, как в Алтын Емеле). Мы послушные поехали по трассе сначала до Чунджи, а затем также по асфальту по Кульджинки до моста через реку Чарын, где было обозначено место, откуда нас заберут машины.
По причинам бюрократии поход следующего сезона я запланировал в обход территорий всех национальных парков. Велопоход по предгорьям Южной Джунгарии, на мой взгляд, получился самым интересным. Правда, начиная со следующего года, мы стали ездить в сопровождении машин.
21-24 марта 2014 г.