15 день (82 км). Спускаюсь через село Ынталы к автобану между Кызылордой и Шымкентом. Выезжаю на 3 км восточнее городища Сауран, которое отсюда хорошо видно. Размер крепости впечатляет! Еду к ней. Надо было послушать местных и ехать по встречке. Следующий разворот через 18 км. Еще сказали, что напротив съезда к Саурану есть дырка, но ее не оказалось. Пришлось дождаться затишья трафика и перелезть через разделяющий встречное движение забор.
У ворот крепости много машин и автобусов с кызылординскими номерами. До крепости ведет новый асфальт 2 км, но под ж/д переездом забыли его положить и там глубокие ямы. Пофотался у центральных ворот. Хотел поехать вокруг крепости, один водила автобуса из Кызылорды прикопался ко мне на счет того, что я не говорю по-казахски. Я ему объяснил свою позицию, он свою тему втирал. Короче, уехал от него через пару минут, куда хотел. Крепость около 2 км в окружности. Под конец зашел внутрь, посмотрел археологические раскопки. С нетуристической стороны крепости на земле валяется много остатков керамики. Странно, что к такому объекту нет шлагбаума. Вообще нет ничего, кроме инфостенда. Внутри свободно гуляют овцы, за ними через всё городище едет пастух на мотоцикле.
После перекуса в беседках рядом с автобаном еду в город Туркестан. Встречный ветер не дает разогнаться по хорошей дороге больше 16-18 км/ч, жаль… К обеду приехал в Туркестан. Заселился в гостиницу, чтобы перезарядить все батарейки и павербанк. Искупавшись, поел шашлык в кафе. При выходе из нее ко мне привязался таксист. Решил прокатиться с ним до новостроя, который называют Туркестанской Венецией. Не мог найти информацию, где точно она находится, поэтому поехал. Таксист жаловался, что Туркестан теперь столица области и всё стало дорого. Машина у него нечто – за 15 минут раз 20 заглохли, вставая посреди дороги. Зажигание работало с помощью двух проводков. Скорость больше 2-й не переключалась. На 2-ю переключала с таким смачным пинком. Спасибо, что живой…
Венеция оказалась совсем рядом с мавзолеем Яссави в 1 км восточнее. Это похоже на Арбат в Астане. Попытались сделать архитектуру под старину в каком-то арабском стиле, местами получилось. Вовремя приехал под вечернее солнце. Правда, народу тьма из-за выходных. Туристов по каналу катают на лодках. Обратно дошел пешком до гостиницы за 1,5 часа.
16 день (104 км). Для фото заезжаю к мавзолею еще раз. Потом немного поблуждал по новострою, пока искал выезд к трассе на Отрар. Начало было хорошим, но потом снова встречный ветер. В итоге доплелся к Отрару только в 3 дня. Прогулка заняла час. В Отраре больше, чем за 12 лет изменилось только одно – сделали новые ворота, если так продолжится, то городище потеряет свою историческую ценность. Хотя до этого было довольно скучно, да и сейчас тоже, по сравнению с Саураном. Тогда меня впечатлило большое количество костей, было понятно, что тут произошла какая-то жесть, когда город пал. А сейчас от косточек не осталось и следа(?). Еще вход стал платным 200 тенге.
На выезде заехал к мавзолею Арыстанбаб. Он недалеко в 3-х км от Отрара. Вход тоже платный, я решил его сфотать с трассы, т.к. туристов на кассе дофига.
Дальше ехалось повеселее, многочисленные населенные пункты перебивали силу ветра. Правда, за Шаульдером опять началось чисто-поле. Только в половину седьмого приезжаю к месту ночевки. С утра я задержался, выехав в 9:30. Задержался из-за того, что не все девайсы зарядились, провод глюкнулся. Ночую у протоки Сырдарьи. Не смотря на глубину в 20 см, рыба плавала вечером.
17 день (113 км). Утро началось всё с того же встречного ветра, который стал еще сильнее. Еду очень медленно 10-12 км/ч. Понимаю, что план на сегодня накроется «медным тазом». За 3,5 часа кое-как одолел 32 км. Стал намечать возможные места ночевок поближе. После перекуса водитель одной машины предложил подвезти. Согласился. Хоть он провез меня всего 10 км, это оказалось решающим фактором, благодаря которому я все-таки доехал до запланированного места.
Оставил он меня у Коксарайского контррегулятора, а сам ушел на Арысь. Мне на Шардару. Приключения продолжаются. В этот день на заднем колесе застучали подшипники. Видимо, день с бродами на спуске с хребта Каратау прошел небесследно. Инструментов, чтобы залезть в заднюю втулку у меня нет. Надеюсь, дотяну до Шардары. В канале контррегулятора плавала большая рыба, вроде толстолобика. Она была странная, подумал, что собралась помирать, чуть не схватил ее руками. Как дернет! Оказывается, просто отдыхала.
После проезда в машине поехалось веселее. Все намеченные запасные места проехал, вижу, что успеваю. Ветер здесь сильно не мешает: поселки, каналы, деревья и бугры. Не помешал даже ремонт дороги на протяжении 7-8 км. В итоге последние 40 км проехал за 3 часа. Съехал по грунтовке вдоль канала, идущего к реке Сырдарья. Приехал прямо к рыбакам. Тут места много, поляны шириной на 1 км. Ушел на противоположный край. Удивлен, что приехал по плану!
18 день (70 км). Однообразная трасса продолжается. Примерно за 25 км до г.Шардара становится виден холм, на котором лежит этот городок.
Количество машин растет. Проезжаю на въезде в город канал, а затем и саму Сырдарью. За рекой расположено отличное кафе «Избушка». Поел вкусных шорпы и плова. Наелся так, что ехать больше никуда не хочется. Но надо искать велобазар. Нашел мастера, который не смог снять кассету. Хз, но в предыдущий раз было тоже самое в Сарканде. Только здесь мне пришлось пересобирать всё заднее колесо. Втулка моего испорчена, благодаря «мастеру». Поставили самые простую втулку и обычную звездочку. Обод тоже другой из-за втулки, т.к. спиц стало больше. В голове у меня сомнения, что куда-то доеду на этом всем. Много времени потратил 4 часа. Уже 7 вечера, а на западе начинается буря.
Уехал искать место на городской пляж. Огромные волны заливали всю гальку. Глиняный обрыв тут в 10 раз больше, чем на Коктуме (озеро Алаколь). В одном месте был выход к воде. Я решил поставиться на бугре за чьей-то гостиницей. Можно было поставиться ниже в кушарах, спрятавшись от ветра, но я был не уверен, а не дойдут ли волны до меня. Внизу еще много мусора. Холм в целом защищал от северо-западного ветра, который обычно дует во время непогоды. Перед бурей было очень жарко. Решил не ходить к соседям за водой, а зайти в водохранилище (у берега волны собирали муть). В итоге намочился до трусов. Решил, что надо и искупаться. Хорошо поплавал. Вода как на Иссык-Куле летом. Правда, потом пришлось в спешке ставить палатку, т.к. молнии сверкали всё чаще и ближе. Успел уложиться впритык. Холм защищал меня от ветра, хоть и не полностью, но он меня здорово спас. На другой стороне творился хаос. Поднялась страшная пыль, в воздух взлетали пакеты, а здесь у меня зеленая травка и относительно непыльно и тихо.
19 день (116 км). Утро бодрое, ветер попутный. Трасса идет по зеленым холмам вдали от водохранилища. В начале его еще видно. Холмы постепенно становятся все выше, приходится ехать на 1-й звездочке.
Через 44 км доезжаю до развилки. Влево уходит основная трасса, прямо – к границе с Узбекистаном довольно пустая, выходящая на другую трассу, по которой я не думал, что будет столько фур. Она еще и очень узкая, что велосипедист там лишний. Две встречные фуры еле как помещаются на всю ширину асфальта. Перед ней перекусил. Сегодня очень прохладно даже днем. Подспускает заднее колесо, заклеился.
Спустя 7 км съезжаю с этой дурацкой трассы на отличную дорогу, идущую за рекой Келес. Здесь отлично: тихо, поля, огороды, уютные поселки, никто не гоняет и вкусная тандырная узбекская самса. Вообще по виду мне показалось, что тут за рекой живут только узбеки. Как только дорога перешла на другой ее берег появились 13-е гонщики, высокие заборы, большие собаки, навоз на дороге – родные края! Возвращаюсь на ту узкую трассу за селом Абай. Через некоторое время ищу место. Переоценил я, что здесь можно проехать 140 км за день. Из-за объездов, трафика и бугров – это сложно.
20 день (82 км). Постарался пораньше вылезти на трассу, пока нет жесткого трафика. Оказался прав, но и дорога стала чуть шире и асфальт лучше. Думал уходить с этой трассы на Капланбеке, но решил ехать по ней. Перед поселком перекресток с указателем «Алматы-Ташкент». Думаю, надо сфотать. Смотрю, объектив у меня почему-то в полузакрытом состоянии… Включаю, несколько раз брык-брык, ошибка. Несколько раз пробую, не хочет… Что делать? Самое обидное, что отъехал от Сарыагача на 10 км, где видел «Сулпак». Решаю разворачиваться и искать сервис, либо новый объектив. Навигатор показывает, что в Сарыагач есть другая неосновная трасса, где явно трафик меньше. После перекрестка машин становится больше, наезжаю на какую-то проволоку или железку со звоном, через метров 500 полностью сдувает заднее колесо. Разбортовываю, из покрышки торчит то ли обломок гвоздя, то ли просто толстая проволока, проткнувшая камеру еще и с обратной стороны. Заклеивать не стал, поставил др.камеру. На новом ободе ниппель от камеры слишком глубоко утоплен, неудобно начинать качать. В итоге бац – насос пополам! Беда не приходит одна. Качу велосипед. На сдутом колесе едет плохо, покрышка всё время лезет за борта. Понимаю, что сейчас и в новой камере будет много дырок. Вокруг дома за большими заборами, хозяев не видать. Вижу автомойку. Насоса нет, зато велосипед разрешили оставить. До центра еще 3,5 км. Едет много машин, но никто не останавливается. Спустя 20 минут поймал. За 150 тенге доехал до базара. Насоса нет, есть б/у. Что за?! Пофиг, любой пойдет. Камеры на 26-е колеса нет. Неудивительно!
Далее эпопея с поиском объектива. Даже в Сулпаке сказали, что сервиса нет, даже фотиков в магазине нет! Непопулярно. В следующем магазине с одной мыльницей на витрине меня послали в некую «Эврику». Там действительно был хоть какой-то выбор фотоаппаратов, но объективов нет. Говорят, 4 года не завозим. Дают адрес сервиса в Шымкенте. Понимаю, что другого пути нет, как ехать туда. Хорошо, в Шыме есть родственники. Возвращаюсь к велосипеду.
Как я полагал вторую камеру я тоже испортил, пока катил вел. Еще насос этот качает еле-еле, и такой хлипкий, что тоже могу сломать. При сильном давлении в камере просто перестает качать и вылетает. Накачал как смог, через 2 км снова сдулось. Хотел отъехать подальше от поселков, не получилось. Все равно пора кушать, надо заесть накопившуюся злость и спокойно заклеить все камеры. А еще заняться перепланировкой маршрута. Так засиделся на обеде, что и ехать никуда неохота. До Шымкента еще 120 км. Думаю, надо на завтра оставить не более 80 км. Там перевал Казыгурт, с ним придется попотеть.
После обеда всё наладилось, правда уже 3 часа дня. Решил в итоге поехать не по основной трассе. В этот раз не угадал, она оказалась узкой и с горками. В итоге через час решаю выезжать на автобан «Ташкент-Шымкент». Мужик подтверждает, едь туда, там много места сбоку. Только снова захотелось есть от вида кафешек. Решаю покушать и ехать до 7 вечера, не готовить ужин.
В кафе задержался из-за выбора нового объектива. Будем пробовать с Юлей доставить его в Шымкент, чтобы зря не терять время. Непонятно, починят мой или нет. Долго выбирал между 28-70 и 55-210, первый почти как мой, немного лучше, а второй как тот, который я хотел купить дополнительно к моему старому. В идеале 18-200 мм…, но его на тот момент не было на Olx. 55-210 не подходит для съемки общих планов. Больше снимаю общаки, чем мелкие далекие детали. Поэтому остановился на ките от зеркалки. Вечером Юля покупает в Алмате, а на следующее утро отправляет в Шымкент. Обещают дойдет за 2 дня, в худшем случае – 5 дней.
Выезжаю на автобан. На горизонте начинает виднеться хребет Каржантау, куда я должен был ехать, а придется пилить на север вдоль него. По пути заметил, что у меня идет странная вибрация, как будто покрышка в одном месте утолщилась. Не заметил на обеде, когда запихивал камеру, что в одном месте не до конца прижалась покрышка. В этом месте появилась шишка. Камера стала непригодна для использования, у нее даже ниппель ушел куда-то вбок. После смены камеры, через полчаса прокол. …лять! Время поджимает, выношу свою злость в ограду автобана. Приходится лезть в глубокий запас за 3-й камерой. Как-то довольно быстро всё сделал и поехал дальше. Стараюсь ехать аккуратнее, т.к. вся обочина автобана засыпана проволокой от взорвавшихся шин. Регион шумахеров, блин. В 18:15 наметил на карте место, докуда точно смогу доехать – речка Жарбулак. 14 км за 1 час по американским горкам – хорошо. По пути один раз подкачал колесо. Камера не новая, то ли старая дырка есть, то ли в покрышке какая-то мелкая проволока осталась. Пальцами все прощупывал… Перед закатом доезжаю до места. Полянка, речка – все отлично. Наконец-то этот день закончился!
Вечером еще и сим-сим открылся! Повключал фотоаппарат туда-сюда и на 3-й раз он заработал. Однако, заедает через раз. На следующий день решил протереть его влажной салфеткой. Стал открываться еще лучше. Возможно, это последствия того падения на озере Кызылколь, либо туда что-то попало, например, вдоль Сырдарьи было очень пыльно.
21 день (72 км). Утро снова с росой на траве, но без тумана как на предыдущей ночевке у реки Келес. С палатки всё течет. Свежо! Утром качу в ветровке. Перед перевалом, как и ожидал, начались тягуны. В целом доехал нормально. С Казыгурта должны быть хорошие виды. Но из-за холодной ночи все затопили печи и в воздухе висит дымка.
После перевала длинный спуск, потом снова верх-вниз и так до самого города. За 28 км до финиша обедаю. Ругаюсь на этот насос. Он спускает лучше, чем качает. Финишный рывок прерывает открывшийся вид на горы, с этой стороны они видны чуть лучше. Вдалеке виден даже пик Сайрамский.
Въезжаю в город, еду там как свой. Камерная система работает, по центральным улицам никто не лихачит. Решаю по пути заехать в сервисы, но везде ремонтируют только телефоны. После обеда у тещи попытался еще поискать сервисы. Также неудачно. Местный «Алсер» всю технику на ремонт отправляет в Алмату. На следующий день нашли контакты одного дядьки, но у него выходные, а в обед мне уже пришла посылка с объективом. Юля заморочилась, отправила мне лопатку для очистки матрицы. Пригодилась, при переставлении объективов что-то попало на нее. Объектив был значительно больше, чем мне казалось на фото в интернете.
Дальше я поехал в самый интересный горный участок, поэтому я так заморачивался из-за объектива. Обидно приехать туда и ничего не снять. 4 мая придется снова вернуться в Шымкент, чтобы немного поработать, поставив экспедицию на паузу.
22-23 дни. Шымкент.
17-25 апреля 2021 г.
Начало: Вело экспедиция «На юг Казахстана».
Продолжение: Горы Каржантау, пик Мынбулак.