27 день (48 км). Встаю в 5 утра. Хочу к началу подъема на Угам подъехать по холодку. Еще не начался рассвет, зато светит Луна. Можно приготовить кушать на костре. Сначала спускаюсь к селу Каржан из гор прямо по грунтовке. Заезжаю в село с верхней стороны. Перед селом брод реки Каржансай, после которого пошла жуткая гравийка. В поселке нормально – асфальт. Из Каржана ухожу вправо в направлении села Кызылубулак. Удивляюсь, что еще есть асфальт. Перед подъемом поточнее перенастраиваю задний переключитель. Дальше грунтовка верх-вниз. Один спуск был жутко крутой. Подстер задние колодки. Спустя 6 км выезжаю на асфальт, но он не ведет в Кызылбулак, поэтому еще раз съезжаю. Здесь всего 1,5 км. В целом объездные грунтовки оказались неплохими.
Дальше асфальт до села Тесиктобе, от которого начинается затяжной подъем на Угам. До поселка еду преимущественно вниз. Хотел по пути купить пряников, но ни одного магазина не попалось. Придется слегка поэкономить, как в походе. До начала сильной жары успел к подъему. Стараюсь докатить вел повыше, пока есть силы. В итоге прошел 4 км. Нашел речку с небольшим водопадиком. Сел под небольшим деревом, которое спасает от палящего солнца. Здесь на пригорке немного полегче – продувает ветер.
Короче, 80% подъема я катил вел. Проехать удавалось немного. Расстояние 18 км, набор высот с 1050 до 1970 м. Выше становится красивее. Появилась древовидная арча, одиночные тюльпаны Грейга, совсем рядом снежники и весь белый хребет Угам выглядывает из-за Каржантау. На перемычке Каржантауского хребта стоят раскрашенные пеньки с видом на Угамские горы и долину (см. главное фото). Долина реки Угам отделена горами Каржантау. Дорога проходит по их центру, где хребет максимально понижается. Прямого выхода в долину реки у Казахстана нет, ее низовья уходят в Узбекистан.
Последние 2 км больше еду. Подъем стал ровнее, местами идут короткие спуски. На перевале стоит кордон Сайрам-Угамского парка. Два товарища спали рядом в Ниве. Я походил туда-сюда, они не проснулись. Ну и ладно! Решил не спускаться вниз с велом, увидев какой крутой спуск. Эта дорога тупиковая, оттуда еще надо будет выбираться также. Лучше завтра погуляю пешком.
Долго выбирал место, чтобы подальше от дороги. Сначала хотел поставиться прямо на хребте с обалденным видом, но нет воды. Надо спускаться за ней метров 500 вниз. К тому же хребет очень сильно продувается ветром, а завтра обещали грозу. Лучше спрятаться за какой-нибудь арчей. Хоть и приехал рано, устал. Отдыхаю. С хребта даже ловит связь…
Вечером сходил обратно к хребту на закат, который особо не впечатлил. А вот закат над Казыгуртом был поинтереснее с моего места ночевки. Завтра снова встаю рано, чтобы не ломать график сна.
28 день (27 км пешком). С утра немного побаливает живот. Походу зря вчера не дотерпел до кипяченой воды и попил с ручья у дороги. Кругом много скота. Выпил таблетку.
У начала спуска в Угам небольшая достопримечательность – скалы Кырыккыз. С самого утра по небу бегут облака. С ними рассвет вышел интересным.
Спустился в поселок за 2 часа (10 км). Живот за это время отпустило. Перед селом довольно буйная растительность из разных плодовых деревьев, в т.ч. яблонь, которые сейчас в цвету. На въезде стоит еще один КПП нац.парка. Спросил у инспекторов, рано ли идти на озеро Макпал. Рано. Я и сам вижу, что граница снега проходит на уровне озера или чуть выше него. На лошади меня не повезут из-за снега. Оно далеко примерно в 17 км от поселка. Возможно, озеро частично под лавинными выносами.
Решил прогуляться до моста через реку Угам. Долина в нижней части особо не впечатлила. Ищу по топокарте нет ли другого подъема на мой хребет. Нахожу. Тропинка начинается как раз в районе моста, а вот выход на 7 км восточнее лагеря. Сейчас всего 9:30 утра. Думаю, пройду еще 14 км. Не стал рассиживаться внизу, прошел сразу 4-5 км до высоты 1900 м. Начал с 1200 м. По пути было симпатично – густой лес из большой арчи, на каменистых развалинах цвели тюльпаны. Грейга оказывается очень приятно пахнет. Очень нежный аромат. Чуть выше под самым снегом встретились желтые тюльпаны.
Дальше особо интересного ничего не было, кроме следов медведя, отпечатавшихся на мокрой земле вблизи снежника. С одной стороны удивился, что он тут есть, а с другой – места эти очень дикие. Сложнопроходимая долина Угама создает естественную преграду для развития цивилизации в этих краях. Места сами себя охраняют от человека. Плюс приграничная зона с Узбекистаном.
Хребтовая дорога местами еще в снегу. Высота 2200-2250 м. Она как и в Каржансае ведет к геологическим разведкам. А если пройти еще дальше за два перевала, то можно прийти к озеру Сусынген. До него отсюда 20 км. У нижней границы снега уже стоят чабанские стоянки. Кто-то ставится прямо сегодня и зачем-то на самой макушке хребта. Наверно, романтики! Переезд на летние пастбища тут начинается к 1 мая. Небо темнеет, начинает покрапывать дождь. Раздулся ветер. Над Угамским хребтом уже гремит гром. Успеваю вернуться к палатке до непогоды.
29 день (78 км). Спуск с Угама поначалу радует. Очень ровная грунтовка, почти без ям. Лишь после чабанского домика она начала портиться. Проехал 60% спуска. Последние 3 км крутой спуск с промоинами и дырками от копыт. Ехал всё время на тормозах 12 км/ч. Проехал 16 км спуска за 1,5 часа с остановками на фото. Выезжаю на асфальт, переехав узенький мостик, где пройдет только Жигули, Нива или УАЗ. По долине течет довольно полноводная река Бадам. Какое-то время еду вдоль нее. Проезжаю небольшой поселок, затем долгожданная Первомаевка с магазинами. Пристал один товарищ, не дал поесть спокойно. Отдай ветровку, говорит. Нах ему ветровка на югах?! Пришлось свалить от этого чувака.
После спусков пошел затяжной подъем до села Кайнар. Еду у подножия восточной части Каржантау. Живописно! Рассматриваю перевалы и снежную обстановку в горах. Снега еще много, но хребты почти свободны. В целом здесь уже можно начинать сезон горных походов. Тягун закончился. До Диханколя верх-вниз. Прямо по курсу из Диханколя открывается пик Сайрамский – высшая точка Туркестанской области (ЮКО) и хребта Угам. Он значительно выше Каржантау более, чем на 1 км – 4238 м.
По пути сегодня перебиваюсь булочками, в надежде найти кафе в Каскасу. Однако, здесь их нет совсем. Даже с магазинами проблема. В итоге доезжаю до реки Сайрамсу и заваливаюсь там на обед. Осталось ехать 16 км до каньона Аксу. Пока отдыхал, начал усиливаться ветер. Когда выехал с обеда он стал стабильно сильным, а после поворота на Аксу еще и встречным. Против такого я еще не ездил (то ли еще будет…), он не давал мне ехать больше 7-8 км/ч. В итоге до места ночевки пилил 2,5 часа! Называется приехал пораньше!
Каньон Аксу выглядит интересно. Завтра поеду с ним знакомиться.
29 апреля – 1 мая 2021 г.
Начало: Вело экспедиция «На юг Казахстана».
Продолжение: Каньон Аксу. Хребты Тянь-Шаня.