На этот год запланировал соло объехать 2 южные области Казахстана: Жамбылскую и Туркестанскую. С первым регионом было много проблем: составить логичный маршрут, найти интересные объекты, мало нормальных дорог. Вообще хотелось обе территории объехать по кругу. Из-за того, что большую часть этого региона занимает песчаная пустыня Мойынкум, маршрут определился сам по себе. Два года назад в путешествии по Алматинской области понял, что велик с песком совсем не дружит. Нормальных дорог кроме как севернее и южнее этой пустыни нет. В итоге туда решил ехать вдоль реки Чу, обратно возвращаться вдоль хребта Киргизский Алатау и кое-что попробовать там посмотреть. В Туркестанской области проблем с составлением маршрута не было. В самом теплом регионе Казахстана много чего интересного и достаточно нормальных дорог. Я боялся только, что что-нибудь упущу.
Направление своего маршрута в этот раз выбирал с учетом розы ветров. Если грубо, то в степи преобладающее направление это восточное, иногда северное, вблизи больших гор – западное и юго-западное. В нашей степи очень важно правильно понять, в какую сторону дует ветер, т.к. здесь он значительно сильнее, чем вблизи больших гор. Стоит отметить, что хребет Каратау, к таковым не относится, и направление ветров там чаще всего степное. К тому же в нем есть места, где ветер усиливается, переваливая его. Собственно, хребет Каратау на обратном пути я не мог никак объехать так, чтобы не попасть под встречный ветер. Правда, попал я сюда крайне неудачно, как раз в момент его максимальной силы. Я видел по значениям в метеостанциях, что в районе Каратау сила ветра на всем моем маршруте самая большая, но отличалась она не так сильно, как было на самом деле.
Бывшая Южно-Казахстаная область является самой теплой в Казахстане и уже во 2-й половине апреля вполне можно зажариться. Сюда раньше всего приходит тепло. Разница с Алматой в среднем 10 дней, если сравнивать с самым крайним югом (водохранилище Шардара), то и все 15 дней. Поэтому выезжать из дома я задумал очень рано, чтобы успеть проехать все степи к 20-м числам апреля. Это стало некоторой проблемой, как раз на обозначенную дату выезда из Алматы погода испортилась и даже в городе выпал снег. Пришлось отложить выезд на 2 дня до 3-го апреля.
Маршрут
1-7 дни (705 км). Алматы – Шилибастау – Отар – Чу-Илийские горы – Талапкер – Чокпар – Бирлик – река Чу – Уланбель – Ойык – река Талас.
8-14 дни (497 км). Озеро Акколь – озеро Биликоль – город Каратау – город Жанатас – Саудакент – озеро Кызылколь – Шолаккорган – горы Каратау, пик Келиншиктау – Таукент – Созак – ущелье Суиндык – перевал Бажы – река Жамантас – Ынталы.
15-21 дни (639 км). Городище Сауран – город Туркестан – городище Отрар – река Сырдарья – плотина Коксарайского контррегулятора – водохранилище Шардара – река Курыкелес – Казахстан – Мактаншы – Абай – река Келес – город Сарыагаш – город Шымкент.
22-23 дни. Шымкент.
24-32 дни (427 км). Шымкент – Первомаевка – Сынтас – Каржан – водопад Карабаусай – озеро Каржанколь – гора Мынбулак – Тесиктобе – хребет Каржантау – река Угам – хребет Каржантау – Первомаевка – Екпинды – Диханколь – Ханарык – каньон Аксу – мост Сарлыбая – Иирсу – Жабаглы – водохранилище Сарытур – Т.Рыскулов – Аксукент – Шымкент.
8 дней. Пауза в экспедиции.
33-39 дни (454 км). Река Улькен Боген – Байдибекская впадина – Байжансай – Каратауский джон – Кошкарата – скалы Боралдайские ворота – Кольтоган – Момышулы – Терс-Ащибулакское водохранилище – мавзолей Айшабиби – город Тараз – городище Акыртас – ручей Карааршасай, Киргизский Алатау – Акыртобе. Такси до ж/д станции Луговое.
Итого 2722 км за 33 активных дня на велосипеде.
3 апреля – 19 мая 2021 г.
Отчет по дням: Долины Копа и Шокпар, река Чу и пустыня Мойынкум.