Завершилось наше очередное вело путешествие по просторам Алматинской области. Набралось рекордное количество участников – 17 велосипедистов. Это был 4-й Вело-Наурыз, уже можно сказать традиционный. Мы катались:
– в 2013 – от Чарынского каньона до пос. Айдарлы;
– в 2014 – от Лунного каньона через Темирлик и Чунджу до Ясеневой рощи;
– в 2015 – по предгорьям Южной Джунгарии (Тигровые горы, реки Коктерек, Усек и Борохудзир).
В этом году маршрут был следующим: трасса «Алматы-Нарынкол», горы Торайгыр – Чарынский каньон (Долина Замков) – урочище Сарытогай (река Чарын, Ясеневая роща) – поселок Чарын – озеро Деревянное (пески Карабаскум) – поселок Чарын – трасса «Масак-Нурлы» – горы Богуты – красный обвал Ажыржар – штольня – урочище Актоспа (перевал 1150 м) – горы Согеты – Кульджинская трасса (Жингылсу).
1 день. Если вспомнить, то все наши вело приключения начинались с плохой погоды. К началу тура приходила непогода и похолодание. Но на востоке всегда светило солнце. Так было и на этот раз, но в Чарыне погода была не лучше – ледяной ветер, серые облака. Согетинская равнина была мрачной как-никогда. Более того, всю ночь в каньоне накрапывал дождь – это редкое явления для этих мест.
Поставили лагерь в конце каньона около реки. Хорошие места уже были разобраны двумя компаниями джиперов.
15 км; -405 м.
2 день продолжил испытывать участников на прочность. Снова пасмурно и холодно. Только к концу дня, когда мы уже прибыли на место стало проясняться, а настроение улучшаться. Место выбранное мной на карте было весьма живописным. Расположились на берегу реки Чарын среди мощных и высоких ясеней. Наконец можно уединиться с природой. Всем показалось, что мы были в какой-то глуши. А на самом деле совсем недалеко от нас располагалось аж 3 поселка (15-30 км).
Согдийский ясень растет только в этой местности уже более 2 млн. лет, не смотря на все изменения климата. Продолжительность жизни дерева может достигать 700 лет.
55 км; +300 / -575 м.
На 3 день запланировано доехать до озера с загадочным названием – Деревянное. Для кого-то все места были новыми, а для нас только часть. Озеро Деревянное (в народе – Деревяшка) было одним из них. Дорога была легкой, всего 25 км со слабым уклоном вниз. По пути проезжаем поселок Чарын. Где-то в глубине поселка слышна музыка, идет празднование Наурыза. За поселком съезжаем на грунтовку, которая выводит к озеру. Вдоль нее высажены тополя. Перед озером расположен дом лесничества, где нас записывают и предупреждают про осторожное обращение с огнем и о соблюдении чистоты.
С северной стороны озеро опоясывают пески Карабаскум. Там мы и встали на хорошем пляже.
Здесь типичная природная зона песчаной пустыни. Но пустыня не означает, что здесь ничего нет. Благодаря слиянию рек Чарын и Или в этой местности довольно много растительности, особенно много саксаульника, туранговых и тугайных зарослей. Озеро популярно среди охотников и рыболовов. В момент нашего приезда открыли сезон охоты на утку. Пустыни Казахстана отличаются самой разнообразной флорой и фауной. Перечислять не буду, но это факт, в пустыне встречаются многие редкие растения и животные. Это была самая низкая точка маршрута – озеро расположено на высоте 519 м.
В оставшееся свободное время погуляли по песочнице Карабаскум. Интересно как расположено озеро – на стыке песчаной и глиняной пустынь. В сторону реки Или на 10 км тянутся барханы, далее видны горы Актау (нац. парк Алтын Емель) и снежные вершины Джунгарского Алатау. На юге через дымку просматривается хребет Кетмень (Узынкара), под которым расположены горячие источники Чунджи. Также хорошо были видны горы Богуты на юго-западе, куда мы отправимся завтра.
Конечно же, фото озера на закате и восходе очень хороши.
25 км; -120 м.
4 день. Ночь выдалась самой холодной. Приличный заморозок. Все палатки в инее. Над озером слегка парит туман. Время 6:30 утра.
Возвращаемся по тому же пути через поселок Чарын до дороги, где на карте обозначено – Дунганский канал. Через 40-50 мин выезжаем на гравийную трассу, которая идет до поселков Нурлы, Масак. Периодически по трассе встречаются продолжительные асфальтированные отрезки. Но в основном дорога гравийная. Мы едем в западном направлении вдоль гор Большие Богуты. В конце выезжаем на строящийся автобан и едем по бетону, разгоняясь до 40 км/ч. В районе, где появляются горы Малые Богуты, нужно уходить на юг в сторону гор. Находим такую грунтовку. Сидим, ждем наши машины, а их что-то нет. Решаем ехать дальше. Остаемся без обеда в самый длинный день. Проехали уже 51 км. Да здравствуют приключения!
Подъем в горку дается очень тяжело. Боковой встречный ветер добавляет сложности. Спустя 2 ч встречаемся с машинами. Оказалось, что они свернули на грунтовку раньше (в районе появления бетонки).
До штольни осталось 8 км. Уже вечереет.
Солнце очень здорово освещает Красные обрывы Ажыржар. Краски насыщенные.
Выезжаем к штольне к 6 часам вечера. Отмечу, что этот день проехали не все. Кто-то весь день катался на машине. Кто-то схалявничал в самом конце.
75 км; +750 / -130 м.
Как говорят геологи, эти горы вулканического происхождения. Высшая точка 1816 м. Горы Большие и Малые Богуты разделены урочищем Актоспа. К западу Большие Богуты постепенно переходят в горы Согеты. В 1941 году здесь были обнаружены залежи вольфрама и других ценных металлов, поэтому во многих местах поверхность покрыта шурфами. Однако после оценки запасов руд оказалось, что их недостаточно для промышленного производства. Встречается множество заброшенных шахт и штолен.
5 день. В предыдущий день Юля нашла наскальные рисунки примерно в 1,5-2 км севернее штольни. Я все-таки решил прогуляться, прикоснуться к древности, пока остальные катят по маршруту. Рисунки козлов крупные, видны издалека. Не перестаю удивляться, сколько интересного скрыто в этих, казалось бы, неприветливых горах. Здесь спрятана огромная часть истории нашей планеты, сохранившаяся по сей день.
Заключительный день по Богутам мне понравился больше всего: разнообразие ландшафтов и рельефа, зеленеющая горная степь, цветущие краснокнижные тюльпаны Бузе и ирисы Колпаковского, хорошие грунтовые дороги и скоростной адреналиновый спуск с гор Согеты к Кульджинской трассе. Если бы весна каждый год начиналась так рано, то можно было бы проводить велотур здесь.
45 км; +450 / -750 м.
Судя по довольным лицам и настроению в заключительный день, путешествие понравилось всем.
19-23 марта 2016 г.
Какое интересное вело приключение! Фотографии понравились! Молодцы!
Спасибо! Присоединяйтесь к нам!