Майские праздники на носу, а мы всё никак не можем определиться, куда поехать. Наши друзья что-то как-то не особо полюбили велосипеды и никто не откликнулся повторить наш прошлогодний маршрут по Тургеньским жайляу. Активно отдохнуть хотелось именно на велосипедах. Весной снежные горы меня не соблазняют, уж лучше зеленая и разноцветная весна. Александр GB задумал интересный и привлекательный в ценовом соотношении веломаршрут на плато Борохудзир. В прошлом году я много, где находил различные отчеты по этой местности, точнее огрызки. Но местность однозначно интересная – горы, горы, горы! Однозначно едем! Тем более в нашем Заилийском Алатау погода обещала быть не очень, а в том районе особых осадков не передавали (Джунгарский Алатау).
Плато Борохудзир находится в горах Южной Джунгарии севернее национального парка Алтын Емель за одноименным хребтом (на востоке он называется Кояндытау).
Снова, как и на Наурыз мы едем в район Жаркента. По пути мы отведали истинного уйгурского лагмана в поселке Чунджа. Немного странное место было выбрано для старта – на трассе, не доезжая поселка Аулие-Агаш. Хозяин барин. Едем – жарко… По пути фотаем ландшафты Алтын Емеля (холмы Кызыл Кериш), как сказал Александр, «Абсолютно бесплатно». Собственно в первый день мы повторили маршрут нашего 5-го дня, только ехали вверх. Не долго простоял мост через реку Борохудзир. Нашей машине-сопровождения пришлось ехать в объезд, ну а мы пешочком вброд. Далее 12 км подъема по грунтовке до новой встречи с рекой Борохудзир, на берегу которой мы разбили лагерь среди тополей. Сейчас здесь все зелено, не то что в конце марта. По дороге нам немного мешали ехать длинные камазы, перевозившие опоры ЛЭП, которую тянут от Текели.
В этом месте довольно много домиков пастухов. На карте даже есть общее название – Кейтын.
Вечером как в обычном походе – ужин и костер.
Расстояние 28 км. Перепад высот +600 / -150 м.
2 день.
Во второй день нас ждал один подъем. Ключевое слово – один. Надо сказать, что подъем с каждым километром становился всё круче. Самым крутым участком было скалистое ущелье. В некоторых местах приходилось спешиваться. Дорога после Кейтына уходит левее реки Борохудзир. Вдоль нее дороги нет, т.к. она течет в узком каньоне. Затяжной подъем заканчивается перевалом 1933 м (так указано на топокарте). Здесь устроились на обед. Недалеко от перевала на велосипеде у девушки Оли петух застрял в спицах, сильно загнувшись. Пытались вытащить, в итоге сломали окончательно. Поэтому обед был долгим, потребовалось время на починку. Мастера Александр GB и Володя сделали – получился односкоростной велосипед. Ну ничего, основной подъем закончился.
После перевала дорога спускается на широкое плато Борохудзир. Мы продолжаем движение по правому берегу реки. На перевале виден снег, много снега. 3-й день будет веселым… По плато ехать шикарно, подъем не сильно крутой, вокруг горы, на склонах даже растет густой еловый лес, под ногами первые весенние цветы. Красота! Надо отметить, что окружающие вершины довольно высокие: с юга до 3460 м, а с северо до 3890 м.
Доехали по максимуму, до куда смогла подняться машина. Дальше дорога перегорожена снежниками. Высота 2050 м. Ночью будет свежо! Палатки поставили прям на подснежниках, которых было очень-очень много.
Расстояние 33 км. Перепад высот +1100 / -250 м.
3 день.
Неспешные сборы… А ехать не близко, машина едет в объезд по трассе «Сарыозек-Жаркент». Александр пугает 13 бродами, отсутствием дороги. У меня в голове не укладывается, как мы попадем домой в 20:00. В общем, третий день был самым главным днем приключений. Для начала мы перевалили перевал Уйгентас высотой 2150 м – водораздел рек Борохудзир и Кескентерек. Пробивались к нему через снега, бесконечные ручьи и грязь. Спуск представлял примерно тоже самое. Позднее начались более серьезные реки, которые просто так не переедешь. Здесь уже велосипед едет на тебе. Надо отметить, что во многих реках камни очень скользкие. Надо быть осторожным. В этом месте образуется река Кескентерек из трех больших рек: Аксу, Карайгалы и Есенгул. Она течет в противоположную сторону от реки Борохудзир, т.е. на запад.
После второго серьезного брода дорога резко уходила вверх, ехать в седле нереально. Далее – даунхильный спуск сначала по старой дороге, а потом и скотопрогонной тропе. Зубодробилка! Здесь мы застревали в грязи, втыкались в камни и падали. В дополнение еще и серьезный брод полноводной реки Кескентерек. Все прелести туризма! Переходили по 2-е, 3-е. Кто в первый раз, думаю было страшно, нам с Юлей – обычная речка ))) Если б она не разливалась в месте, где мы переходили, то возникли бы проблемы с переправой.
Левая сторона реки – это северные склоны хребта Алтын Емель, а с него течет куча рек – притоков, впадающих в Кескентерек. Речки были разные, очень многие не переезжаемые, часто переходили вброд. Стоит отметить самый полноводный приток, обозначенный на карте как, Улькен Коянды. Возле этой реки стоял балбал, Юля видела, все видели, а я проехал мимо. Дорога была бы неплохой, если б не проехавший грейдер, испортивший кайф от спуска. Наш маршрут закончился на мосту через реку Кескентерек в 5 км к югу от поселка Аралтобе. Загрузились на машину в 7 часов, дома были в час ночи. По пути останавливались поужинать в придорожном кафе на перевале Малайсары.
Расстояние 34 км. Перепад высот +420 / -1000 м.
Места классные. Рекомендую любителям велоприключений. Маршрут на 3 дня со средним уровнем подготовки.
1-3 мая 2015 г