На первомай 2014-го погода выдалась необычайно сухая, что несвойственно началу мая. Собралась большая банда для короткой автономки на великах: Арман, Гульмира, Диана и Саня. Цель была исследовать местность за основным Тургеньским ущельем.
Маршрут: Алматы – Большой Алматинский канал (БАК) – ущелье Бахтияр – Талдыбулак – Туражайляу – Тау Тургень – ущелье Тургень – БАК – Алматы
Продолжительность: 3 дня-2 ночи
Район: Иле-Алатауский национальный парк, Заилийский Алатау, хребет Караш
1 день. Выехали, как я люблю, рано в 5 утра. Встретившись у начала дороги на ИЯФ, покатили к трассе вдоль БАКа (Большого Алматинского канала). В это время как раз начали цвести яблони. Внизу зелено, а горный фон – снежный. Снеговая линия в это время в горах была выше 2000-2200 м. Первая часть дня проходила по предгорной равнине около Заилийского Алатау. Всё это время мы ехали вдоль БАКа на протяжении 4 часов (около 55 км). После восхода солнца нам очень сильно начал мешать встречный Чиликский ветер. Наконец, мы добрались до поворота в горы. Сделали перекус.
Хорошая дорога сразу же кончилась. Пошел подъем и горное бездорожье. Ехать груженным по такой очень тяжело. Я сдался последним где-то через 7-8 км. В ущелье именуемом Бахтияр стало безветренно и очень жарко. Очень красиво вокруг: густой лес, отсутствие цивилизации, тишина позволяют забыть обо всех трудностях. Общий километраж в горку составил 14 км.
Мы подъехали / подошли к пасеке, у которой была развилка. Попросили хозяев сказать отставшим велосипедистам, что мы повернули налево. Чуть выше пасеки нашли подходящее место для лагеря среди яблоневого сада. Честно, думал, что Диана и Саня не выдержат и заночуют где-нибудь ниже. Однако, где-то через 1-1,5 ч они подошли.
Расстояние 85 км (с Алматы-1). Набор высоты 690-1450 м.
2 день. С утра было хмуро. Как будто должен был пойти дождь. Почти целый день мы не ехали, а шли в горку. Очень крутую горку. Чем выше мы поднимались, тем грязнее становилась дорога. Спустя 3,5-4 км, мы поднялись на перевальчик, с которого открылся вид на урочище-жайляу Талдыбулак. На жайляу лежат остатки снега, а выше почти всё белое. Здесь уже растет тянь-шанская ель. Талдыбулак вплотную прилегает к главному хребту Караш, являющегося одной из восточных оконечностей Заилийского Алатау. Преобладающие максимальные высоты хребта Караш 3200-3400 м.
Из-за снега и грязи путь выше нам был закрыт. Мы решили расположиться на зеленой лужайке около ручья с видом на зелено-белые горы. Поставив палатки и отдохнув, с Арманом и Гульмирой отправились исследовать зеленые луга в восточном направлении. Там шла дорога, по которой временами можно было даже ехать – она была сухой. Временами ее пересекали горные речки, временами она заходила под кроны елей. В итоге она нас вывела на край жайляу, перевальчик высотой 2050 м. Здесь временами попадались обширные снежники, а только что освободившаяся земля была усыпана миллионами подснежников.
Спуск был веселый со скрипом тормозов. Оставшуюся часть дня отдыхали от жестокого вчерашнего подъема и копили силы на завтра. Мы должны были еще немного набрать высоту. Поэтому было непонятно, как долго нам придется месить грязь и выбираться отсюда.
Расстояние 5+10 км. Набор высоты 1450-1750-1650-2050-1650 м.
3 день. Как говорится “Лучше перебздеть, чем недобздеть”. Мои опасения по дороге не подтвердились. Грязь была, но совсем немного. А качество самой дороги было лучше, поэтому мы почти всё проехали в седле. Взяв перевал, мы понеслись в хорошей гравийке вниз. Правда, гравия иногда было слишком много, а булыганы были очень большие. Периодически звонко били по раме. Проезд через ущелье Кузнецовское в это время завален весенними лавинами, поэтому никто кроме пешеходов и велосипедистов-экстремалов сюда не проберется. Мы же просто провозили велики через снег. Летом в этих местах стоит много юрт, пасется скот.
Внизу стоит кордон национального парка и шлагбаум. Возле него мы ждали Саню, который пробил колесо на этих камнях. Далее дорога уходит из Кузнецовского ущелья и начинается спуск в основное Тургеньское ущелье к поселку Тау-Тургень. Дорога становится почти идеальной, можно нестись, притормаживая только на поворотах. Спуск очень живописный и с классными видами, поэтому как туристу тебе охота сфотографировать эту красоту, а адреналин кричит – гони! Я несколько раз все-таки остановился. У поселка Тау-Тургень появляется асфальт. Несемся еще быстрее. Здесь снова появляются цветущие сады. На этом отрезке меня 2 раза что-то сильно и неприятно колет в районе груди. На 3-й раз понимаю, что это пчела залетела под майку и жалит меня. Резко останавливаюсь и вытряхиваю ее оттуда.
Ждем отстающих Саню и Диану. Решаем, что доедем до БАКа вместе, а дальше каждый поедет своим темпом. У нас с Гульмирой и Арманом он примерно одинаковый. Переезжаем реку Тургень по длинному мосту, пересекаем одноименный поселок и далее сворачиваем с трассы вниз через следующее небольшое село и выезжаем на БАК. Дорожка в этом месте тоже живописная, проходит через яблоневые сады.
Расстояние 95 км (до Алматы-1). Перепад высот 1650-1820-690 м.
В общем нам очень подфартило с погодой. Следующие 5 лет первомай был постоянно с дождями. А маршрут особенно красив в это время. Чуть позже сады начинают цвести в верхней части ущелья Бахтияр и в Кузнецовском. Можно поймать это время, погоду и ехать!
Мне все больше и больше стало нравиться путешествовать весной на велике, поэтому в этом году мы сделали с Юлей еще один короткий велопоход к реке Или.
1-3 мая 2014 г.