Содержание
- Общая информация о стране
- Введение
- Маршрут
- Поездка 2-13 июня 2018 года
- Заключение и выводы
- Видеоролик
Кыргызстан (рус. Киргизия) – небольшая, самобытная и удивительная горная страна. Окружена могущественной горной цепью Тянь-Шаня и Памиро-Алая. Тянь-Шань лежит в Северо-Восточной части, а Памиро-Алай в юго-западной части. Высшей точкой Кыргызстана является монументальный и суровый пик Победы – 7 439м. На территории страны есть много и других значимых высоких пиков, которые привлекают к себе альпинистов со всего мира.
Кыргызстан не имеет выхода к морю, а ее основную территорию занимают горы, а это более трех четвертей. Географически Кыргызстан горными хребтами и перевалами условно делится на север (Таласская, Чуйская, Иссык-Кульская и Нарынская области) и юг (Баткенская, Ошская и Джалал-Абадская области). Климат в стране резко-континентальный, обусловленный горной системой. Количество осадков сильно варьируется в зависимости от местоположения. В горах может выпадать до 2000 мм в год, а на западном берегу Иссык-Куля они менее 100 мм в год. В целом Кыргызстан является солнечной страной, лишь в некоторых локальных долинах преобладает облачность.
Большое значение для всей Центральной Азии имеют ледники, расположенные в горных районах Кыргызстана. Ледники аккумулируют в себе огромный запас пресной воды и питают множество рек. По примерным подсчетам в республике насчитывается около 8000 ледников, которые занимают 4 % (около 8000 км2) территории Кыргызстана, а вместе с вечными снегами, они занимают 40,5 % территории страны (около 81 000 км2). Это значительно больше площади ледников Кавказа и Альп, вместе взятых. В ледниках хранится около 650 км3 льда. В стране много рек и озер, богатая флора и фауна.
Туризм в Кыргызстане. Из краткого описания уже можно понять, почему именно Кыргызстан довольно популярен среди туристов. Невероятные природные богатства и ресурсы являются камнем притяжение людей со всего мира. Местные жители, будучи предприимчивыми людьми, прекрасно это понимают и делают все возможное для развития и поддержания на должном уровне туризма в своей стране. Здесь каждый находит, то, что ему по душе. Будь-то популярный пляжный летний отдых на замечательном озере Иссык-Куль или активный треккинг в высоких горах, альпинизм и множество других активностей на любой вкус.
Также в стране интересная и самобытная культура, кыргызы знакомят туристов со своими обычаями, кормят великолепной местной кухней и дают возможность почувствовать себя на заре цивилизации в окружении гор, юрт и лошадей. Привлекает туристов эта горная страна из-за безвизового режима и демократичных цен, и конечно же природа, которая поистине богата на разнообразие. Контрастная страна, сочетающая в себе множество лучших сильных сторон.
На территории страны расположено много национальных парков и заповедников. Большим отличием от Казахстана (на сегодняшний день) является более развитая инфраструктура для туристов. По Кыргызстану практически везде можно путешествовать, имея лишь спальник в запасе и наличные. Ведь во всех национальных парках есть возможность остановиться в юрте, гостинице или гостевом доме. С питанием тоже проблем не возникнет, везде есть как кафе, так и домашняя пища. Местные жители голодными вас не оставят. В Кыргызстане повсюду слышна английская речь, что говорит о развитом туризме. Соответственно местные жители занимающиеся туризмом, практически все говорят на базовом уровне. Поэтому коммуницируют иностранцы в этой стране достаточно свободно.
Введение.
Наверное, из вышеизложенного моему читателю уже понятно, что наша команда посещает эту страну часто и хорошо ее знает. Это действительно так, мы очень любим Кыргызстан и довольно часто там бываем. Как в летний, так и в зимний сезон. Мы проводим туры в этой стране. Порой сочетаем Казахстан и Кыргызстан и знакомим наших туристов с культурой и природой обоих государств. Сами ходим в треккинг по горам в свободное время и постоянно пытаемся изучить новые места, в которых нам очень хочется побывать. Вот и этот год не стал исключением.
В Кыргызстан конечно лучше всего ехать в июле и августе, но в этот период у нас большая загруженность в работе и мы не можем позволить себе длительных путешествий. Обычно в июне (почему-то) больше свободного времени и работы не так много. С одной стороны это понятно, в горах это, как правило, дождливый период. Погода еще не является стабильной. До обеда обычно нормально, а после начинает ухудшаться. Но мы, тем не менее, решили ехать в июне, тем более по формату путешествия это получился все-же больше джип-тур. А когда у тебя железный конь под боком, то в принципе любая погода не страшна. Это не пешком ходить по горам в течение 10 дней и мокнуть до нитки.
Маршрут был разработан заранее, примерный бюджет посчитан. Скинули всю информацию своим друзьям. Поучаствовать хотели многие, но как часто бывает, смогли единицы. В силу разных причин, работа, финансы и т.д. Компанию нам решил составить Сабит с братьями (Эмиль и Эрик) и другом Пархатом. Подготовка к путешествию была простой, когда постоянно ходишь в горы, у тебя уже все на автомате и ничего не забываешь. У друзей только пришлось позаимствовать необходимые вещи, которые еще сам не успел приобрести, а именно инвертор для зарядки гаджетов и сумку на крышу.
Поездка планировалась не маленькая, в 12 дней, поэтому вопрос с размещением багажа стоял, но как оказалось впоследствии багажной сумки на крышу хватило с запасом. Машину я особо не готовил к поездке, у меня и так случаются джип-туры на большие расстояния постоянно. Вот и держу ее в исправном техническом состоянии. Поменял только все масла и фильтра перед дорогой и закупил ремонтный комплект для шин. По предыдущим путешествиям по дорогам Киргизии было понятно, что основная часть в отличном состоянии. Лишь пару локаций вызывали вопросы в плане бездорожья, но ехать в 2 экипажа уже не так страшно. Всегда можно подстраховать друг друга. Состав нашей небольшой экспедиции состоял из:
Экипаж №1: Сергей (я – водитель), Владимир (мой брат – оператор), чета Юшиных Юра и Юля (разработка маршрута). Ну то-есть наша команда адреналиновых ребят.
Железный конь, Toyota 4runner 215, стоковый. Резина АТ.
Экипаж №2: Сабит (Водитель), Пархат (Штурман), Эмиль – 14 лет, Эрик – 8 лет.
Железный конь, Toyota Sequoia с 4-мя велосипедами на крыше, стоковый. Резина Шоссейная.
Это адреналиновые ребята предпочитающие Mountain Bike.
Вот таким вот небольшим составом мы отправились в крайне интересное и увлекательное путешествие по солнечной Киргизии.
Джип-тур в Кыргызстане (2-13 июня 2018 г.)
2 июня. 1 день. Алматы – Бишкек – Ала-Арча. Расстояние – 290 км.
Выезд, как полагается ранним утром – 6.20. Ведь в этот день по плану нужно пройти таможенный пункт, а еще у нас во второй половине дня запланирован поход к водопаду в Ала-Арче. Расстояние, то вроде небольшое, но никогда точно не знаешь, сколько времени понадобится на границе. Встретились с Сабитом и Ко на заправке Гелиос на выезде из Алматы. Быстро домчались до Кордая, там поменяли тенге на сомы и поехали проходить таможенный пункт в Карасу (Черная речка). На основном кордайском пункте мы никогда не проходим таможню, народу там много и погранцы наглее, чем в других местах. Любят докапываться по мелочам.
Народу к счастью не было, мы прошли быстро, а вот Сабиту пришлось ехать за вкладышами для детей на Кордай, т.к. их нет в Карасу. Маразм конечно. Постоянно что-то меняется. То нужны вкладыши, то не нужны. В общем, всех нюансов мы не знаем, но ждать нам пришлось уже в другой стране их более часа. Наконец-то мы все собрались и едем дальше в ущелье Ала-Арча. Оффлайн карта maps.me построила маршрут через центр города, пришлось постоять в пробках и немного оторопеть от местных водителей. В Алматы по крайней мере уже более адекватные водители. Нас же все подрезали (в особенности конечно маршрутки и автобусы), ну и в целом хаотичное движение какое-то. Мы отвыкли от этого. Когда выбрались из города, поехали наконец-то в горы.
Вот и мы, приехав в обед, собираемся в поход до водопада. Наш экипаж пешком, а наши товарищи достают с крыши велосипеды, они любят маунтинбайк. Наш первый день, начался в субботу и народу было в парке много. Трудно найти место для парковки. Наконец собравшись мы всей дружной компанией пошли вверх, встречая по пути много туристов. Заблудиться там невозможно, хорошие и маркированные тропы ведут вверх. Я не спеша иду с велосипедистами, они конечно отстали от основной группы, оно и понятно нести вверх тяжелые велосипеды в крутую горку занятие не из легких. Их мотивирует спуск, а я смотря на некоторые крутые участки, не могу понять, как там вообще можно на велике спускаться. Собственно все встречающиеся туристы задают им тот же вопрос. А они непринужденно идут себе вверх.
Я сильно отстал и решил идти догонять своих пеших сотоварищей. Договорились с Сабитом о времени, когда мы выйдем на связь по рации, и я устремился вперед. Сначала подъем идет крутой, потом более-менее выполаживается и скорость сильно возрастает. На каждом ключевом участке висит баннер с важной информацией, сколько осталось до водопада по высоте и километражу. Да собственно если и присмотреться хорошенько, то его уже видно на горизонте. Так и дошел. Мои уже сидят там. Я присоединился и посидел с ними. Попил горячего чая, посмотрел на водопад и раскинувшуюся долину.
А они собрались дальше идти, к альплагерю, к ледникам. Я немного удивился, т.к. не планировал, но время еще есть и силы вроде тоже. Пошел следом. От водопада идет сразу очень крутой продолжительный подъем. Скорость там не высокая. Набрав приличную высоту и посмотрев на время, я решаю дальше не идти. Нахожу себе оправдание, что с 6 утра за рулем, да и спускаться еще тоже прилично. Юлька шла за мной. Дойдя до меня она последовала моему плохому примеру. Попив чай и отдохнув, мы начали спускаться.
Вовка и Юра уже скрылись из виду. Вид был шикарный даже с нашей точки наблюдения. На спуске к водопаду я связался с Сабитом по рации, они все дошли до него и собирались спускаться вниз на велах. Я их видел сверху, хотел успеть спуститься к ним до того, как они свой спуск начнут. Немного не успел. Сверху было красиво наблюдать, как по горной петляющей тропе несутся 4 точки. Описывать спуск вниз до машин нет смысла. Вниз всегда быстрей. Догнали велосипедистов, ведь там есть и контр уклоны и очень крутые спуски, которые они старались проходить аккуратно, чтобы не убиться. В самом конце уже спускались вместе с пешей братией, мы с Юлей их подождали. Услышали в свой адрес укор, что надо было идти до конца, вид там открывается на ледник сногсшибательный. Но у меня отговорка, что я устал за рулем и завтра тяжелый день по километражу, не захотел перенапрягаться. Нашел себе оправдание.
Спустившись к машинам, подождали велосипедистов. Уже начинало темнеть и нам срочно нужно было искать место для лагеря. Оставили Вовку с рацией с ребятами, а сами поехали искать место для ночлега. Есть там один существенный минус, с дороги к реке нигде не съедешь, специально закрыли от машин большими валунами. Приходится бросать машины на обочине и весь скарб перетаскивать на себе. Благо было одно неплохое место и машины в прямой видимости. Быстро поставили лагерь. Пошел дождь. Кухню перенесли под елки, где дождь нас не беспокоил. Вкусно поужинали, напились горячего чая и спать. Сегодня был тяжелый длительный день. Ущелье Ала-Арча нам понравилось. В будущем еще вернемся и походим в разные маршруты здесь.
3 июня. 2 день. Тоо-Ашуу пер. – Суусамыр – Ала-Бель пер. – Токтогул. Расстояние – 405 км.
Проснувшись пораньше, мы плотно позавтракали, выпили бодрящего кофе и направились к следующей точке нашего путешествия. Сегодня по плану нужно доехать до Токтогульского водохранилища, преодолев два красивых перевала Тоо-Ашуу и Ала-Бель. Расстояние не маленькое, поэтому прибытие не раньше вечера. Погода с утра пасмурная с затянутым небом. Временами накрапывал дождик.
Выезд из города получился до неприличного долгий. Карта повела по какой-то дороге с большим трафиком и наличием рынков со светофорами. На расстояние примерно в 60-70 км, мы затратили не менее двух часов. Но к счастью, все это закончилось, и мы выехали на автомагистраль. Скорость передвижения увеличилась многократно. Доехав до поста оплаты, мы внесли необходимую сумму и начали подниматься на перевал Тоо-Ашуу по красивейшей петляющей дороге среди гор и обрывов.
Наш путь тоже пролегал на этом красивом участке дороги. Вначале пути градиент дороги идет некрутой, постепенно повышая градус до 12% и уже не снижая его. Чем выше, тем красивее и больше расход топлива. Наверху поднялся еще сильный встречный ветер, поднимаемся не спеша. Невозможно не остановиться и не сделать пару кадров, но выйдя из машины, нас прямо-таки сдувает. Зато проветрились!
Погода тут переменчивая, на спуске с перевала нас накрыл густой туман и ливень. А потом дождь резко закончился и в разрывах тумана внизу открывались шикарные панорамы на долину. Мы въезжали в знаменитую долину Суусамыр.
Вот и мы попадали в тучи, которые нас поливали, как из ведра. А за окном автомобиля, то и дело мелькали автономные велосипедисты-путешественники промокшие до нитки. В одном из поселков мы плотно пообедали и двинулись дальше в путь. Долина действительно очаровывала своими ландшафтами. Ехать по такой дороге одно удовольствие, куда ни взгляни красота неимоверная. Кругом пасется КРС и лошади стремительно бегают по зеленым лугам, находясь в своей стихии. Вот за такими видами мы и подъезжаем к следующему нашему перевалу – Ала-Бель.
Данный перевал находится на высоте 3200 метров. Подъезжая к нему, мы останавливаемся для фото. Вроде и время поджимает, но невозможно не остановиться. Вокруг нас окружают снежные горы. В июне они еще были в снегу. Погода тут уже хорошая, и лучи солнца играют на макушках вершин. Смотришь и наслаждаешься. Можно было брать сноуборд и лыжи, останавливаться здесь на один дополнительный день и катнуть с пары вершин. Благо подниматься до пиков с высоты 3 000 м., не очень-то и долго. С такими мыслями, мы отправляемся дальше.
Начиная спуск с перевала Ала-Бель, мы попадаем уже в другое ущелье – Чычкан. И нас вновь ждет невероятное природное представление. В этом ущелье виды меняются. Едешь вдоль скалистых склонов, на которых растет зелень, а внизу течет стремительная река. Кыргызстан – страна контрастов, одни виды сменяются другими, уже уставшие от дороги, мы тем не менее не можем налюбоваться этим великолепием. Жаль, что нет время для длительных остановок – график.
До Токтогульского водохранилища, запланированного места ночевки остается совсем чуть-чуть. Вот оно уже и показалось. Мы его объезжаем и ищем место под ночлег. С петляющей дороги Токтогул тоже вызывает восхищение, выглядит водохранилище внушительно. Найдя съезд и спустившись с дороги к воде, мы разбили лагерь уже под вечер. Ужин, приятная компания, беседы, сон. После длительной дороги хотелось спать. Завтра новый день и новые приключения!
4 июня. 3 день. Озера Сары-Челек. Расстояние – 195 км.
Проснувшись и совершив все обыденные ритуалы, мы вновь выдвигаемся в путь. Прямо с раннего утра зарядил сильный дождь. Палатки мокрые и вообще все было влажное. Погода имеет свойство влиять на настроение и с утра оно слегка подавленное. Выбравшись снова на трассу, мы едем дальше, огибая Токтогульское водохранилище. В этой части немного слов о нем.
Простирающаяся дорога вдоль этого большого водохранилища доставляет взору радость. Каждый раз меняются ракурсы в зависимости от пригорка. Мы проехали оставшуюся часть достаточно быстро, и дорога пошла вдоль узкого ущелья. В определенный момент показалась река Нарын. Она сразу вызвала у всех экипажей безумный восторг, и непрекращающийся дождь, уже ничего не мог с этим поделать. Сочно аквамариновый цвет притягивал к себе магической силой. Остановившись на наиболее возвышенном пригорке, мы пошли любоваться и фотографировать эту прелесть. Здесь река была наиболее широкой. Да и рекой ее сложно было назвать, ее объемы в этом месте напоминали больше озерцо. У меня особо слов нет, но скажу одно, река Нарын произвела впечатление на всех нас.
Подивившись этой природной мощи, мы направились дальше. Оставалось ехать уже не так много, сегодня расстояние небольшое. Свернув с основной трассы ведущей в Ош, мы стали подниматься по горным серпантинам к озерам Сары-Челек. В одном из поселков взяли на борт двух автостопщиков из Германии. Совсем молодые, студенты еще. Путешествуют дешево и со вкусом. На само озеро они собирались на следующий день, мы их высадили в последнем поселке. Они там остановились в каком-то хостеле. К слову сказать, их там достаточно.
Проехали 2 шлагбаума. На первом нас просто записали, а на втором мы оплатили эко-сборы. И наконец-то мы въехали в горы. Красивое ущелье, начинает свой подъем все выше и выше. Едешь по узкой размокшей и грязной дороге после обильного дождя в кронах густых деревьев.
Сначала нам по пути встречается первое маленькое озеро. Цвета в нем волшебные. Остановились и полюбовались.
До основного озера остается чуть больше 1 километра. Доехав до него, мы спустились к нему и ахнули. Вид и цвет воды был сюрреалистичным. Мы не ожидали такого. За всех сказать не могу, но судя по лицам, это была лучшая локация для всех с начала нашего путешествия. Впечатлились все.
Приехали в обед, времени было еще много. Хотели ставить, как всегда палаточный лагерь, но откровенно говоря, мест хороших нет. Почва после дождя вся мокрая и грязная, ну и последним аргументом не в пользу этого стала цена объявленная лесником в 500 сом за палатку. Были долгие переговоры, потом сошлись за эту же цену ночевать в домике этого самого лесника.
Но судьба нам готовила иной подарок. Пришел еще один человек – Марат, сказал, что у него тут рядом есть дом, якобы там останавливаются все туристы и вообще он как у Брежнева. После такой рекламы мы сразу заподозрили, что будет ломить цену. Но Марат ни в какую не называл ее, предлагая сначала посмотреть дом. Хитрый, заманивал нас. Мы поехали с Сабитом и Пархатом на моей машине смотреть дом. Потом поняли, почему он нас непременно заманивал именно смотреть дом, равнодушным он мало кого оставит. Среди красивейшего горного леса, расположен большой деревянный дом с несколькими комнатами и кухней внутри. На улице стоит беседка со столами, а спустившись к причалу, выходишь к изумительному озеру Сары-Челек. Все это вместе взятое, напоминало сказку. А т.к. завтра у нас тут дневка запланирована, мы загорелись желанием остаться здесь. Можно и вещи подсушить, развесив. Территория позволяла.
Вернулись к нашим, обрисовали всю ситуацию и конечно же поехали в «Дом, как у Брежнева». По цене, кстати, получилось то же самое, что и за палатку. Но мы ее скосили от изначальной на 50%, потому что был не сезон. Будний день и кроме нас желающие остановиться в нем, отсутствовали. Вам там могут приготовить домашнюю еду за отдельную плату, но у нас было много своей еды, поэтому мы отказались. Дальше все прозаично, разместились, поужинали, пообщались, развесили вещи сушиться и спать.
5 июня. 4 день. Озера Сары-Челек.
День трекинга и маунтинбайка. На самом деле после 3-х дней переездов на внедорожниках привести в тонус свои мышцы просто необходимо. По плану мы должны были 8 километров проехать на машине по дороге, которые есть на картах, но по факту получилось иначе. Выехали из домика на одной машине – Секвойе. Я с ребятами поехал первую часть на велосипеде, потому что Сабит был за рулем своего железного коня. Сразу стало понятно, что после обильных предшествующих дождей дорога так и не просохла, хоть и светило сегодня с утра яркое солнце. Даже на велосипеде немного «таскало». Спустившись чуть ниже второго озерца, мы свернули на примыкающую дорогу. По ней мы и должны были проехать 8 километров. Но ясно стало практически сразу, что это идея может грозить веселым вытаскиванием машины из грязи. Почти сразу начинается крутой затяжной спуск по мокрой глине, наверх по такой точно не выедешь.
У нас хватило разума оставить машину наверху, наши велосипедисты оседлали 2-колесных коней, а мы пошли пешком. Дальше по дороге окончательно стало ясно, что на машине сюда не стоило соваться. Ущелью красивое, зеленое, цветущее, а еще радовал солнечный и прекрасный день.
Велосипедная команда отстала, из-за того , что дорога идет то вверх то вниз, а у нас скорость постоянная. Неспешным темпом мы дошли до 3-го озера. Сказать, что красивое ничего не сказать. Юля его сравнила с Фанскими озерами. Говорит, что, похоже. Юра подтвердил.
Вообще в качестве небольшого отступления отмечу, что разные локации Кыргызстана сравнивались с другими местами. В этой стране все собрано в кучу. В этом и прелесть. Множество разных контрастных природных зон. На 3-ем озере мы сели отдохнуть и перекусить. Вскоре нас нагнали велосипедные байкеры. Довольные и счастливые.
Мы пошли дальше на перевал, тропа к которому вилась траверсом и была хорошо натоптанной. Ребята лишь часть проехали с нами, а дальше уже было нереально на велосипедах, слишком круто. Они решили спускаться к машине. Мы же продолжали путь вверх по извилистой тропе.
Выйдя на перевал, нам открылась прекрасная панорама на горы вокруг.
Был виден кусочек основного озера Сары-Челек. Сверху просматривалась не явная тропа к озеру. Если мы пойдем так, то сократим до домика нашего километров 5 и увидим озеро ближе и сверху. Конечно, мы и пошли так.
Тропа действительно была, причем относительно хорошая. В скором времени мы вышли на панорамную точку, откуда открывался вид на озеро целиком. Его переливающийся цвет в лучах искристого солнца менял свои окрасы. Дыхание затаилось. Я восторженно смотрел и впитывал в себя всю гамму охвативших меня чувств. Со своей стороны я однозначно скажу, что для меня это озеро явилось красивее нашего БАО, Кольсая и Каиндов. Может это связано с тем, что на последних я бываю бесчисленное множество раз, но мои товарищи разделили восторг в отношении озера Сары-Челек.
Проведя в созерцании немалое количество времени, мы пошли вниз, к нашему уютному жилищу. Придя «домой» ближе к вечеру, встретили наших друзей уже там. После прогулки и вело путешествия почти все искупались в озере, попрыгав с пирса. Вода оказалась на удивление комфортной. После купания ты как новый, в тебе вновь бурлит заряд энергии.
Эмиль с Эриком предложили остаться еще на 1 день, все были так впечатлены этим местом и приключениями этого дня. Но, увы график, нужно выполнять. Завтра двигаемся дальше. Вернуться сюда хочется еще и не раз. Очень теплые воспоминания оставили дни проведенные у озера Сары-Челек в «доме, как у Брежнева».
6 июня. 5 день. Через Ошскую область в Алайскую долину. Расстояние – 535 км.
Самое большое расстояние нам предстояло преодолеть в этот день. Беря во внимание, что будут и два горных перевала, то выезжать решили, как можно раньше. Все собрав, мы с теплотой расставались с этим уютным и по-настоящему аутентичным местом. Но приключения продолжаются, еще много всего впереди, поэтому настрой команды на высоте. Горная прохлада, воздух и вода с полезной нагрузкой для организма, восстановили наши силы впрок.
Наш путь сегодня пролегает к началу Памирского тракта – в Алайскую долину. Выехав вновь на основную автомагистраль Бишкек-Ош, мы едем по направлению в город Ош. По пути вдоль дороги купили овощи и фрукты. В какой-то момент по этой трассе стал твориться форменный бардак. Трасса оживленная и всего по одной полосе в каждую сторону. Впереди едет какой-нибудь большегруз, точнее не едет, а ползет, обгон соответственно только по встречке, но поток сумасшедший. Если коротко, то потратили огромное количество времени на этот участок. Не доезжая до города Ош примерно 50 км, мы повернули налево в поселок Кыргыз-Чек и выехали на трассу M-41. Собственно с этой трассы и начинается высокогорный Памирский тракт, пользующийся большой популярностью среди путешественников разных мастей.
К большому облегчению экипажей, на Памирском тракте трафик был совсем небольшим и скорости возросли до стандартных трассовых значений. Для утомленных водителей и пассажиров, после хаотичного передвижения на прошлом отрезке пути, случился эмоционально релаксирующий этап дальнейшего продвижения. Окружающие горы вдоль петляющей дороги вызывали неподдельный восторг. Добравшись до первого перевала Чыйырчык, высотой 2 410м. мы остановились, чтобы насладиться раскинувшейся долиной внизу.
Время в этот день у нас ограниченное, поэтому не можем позволить себе длительные остановки. И мы уже снова мчим на всех порах. За окружающими видами из окна и не заметили, как начался подъем на следующий перевал Талдык. Подъем крутой, фуры идут на пониженной, со скоростью около 5 км/ч. Многие закипают. А еще наблюдали картину, как помощник водителя бежал впереди едущего Камаза и поливал водой двигатель, дабы остудить его. Ну а мы без приключений поднялись на перевал Талдык, высотой – 3560м. нум. Остановившись на перевале, мы сразу чувствуем пронизывающий холодный ветер.
Сразу чувствуется, что вот она настоящая горная часть пути. Вдалеке не четкими линиями прослеживается высокая гора, точно выше 6000м. Предвкушаем скорую встречу с пиком Ленина. Начав спуск с перевала, мы быстро добираемся до поселка Сары-Таш. Оттуда уже видна стена высоких горных вершин.
Уходим правее на развилке и приближаемся к горам. Именно здесь приходит осознание как мы далеко заехали на своих авто. Перед взором открыт монументальный пик Ленина, сказать, что красиво, ничего не сказать. Время близится к закату и мы найдя съезд с дороги, уезжаем по грунтовке в сторону гор.
В закатных лучах разбиваем лагерь на фоне могущественных пиков. Эта самая высокая ночевка в этой поездке – 3100м. Решаем использовать завтра свой резервный день. Усталость от длительного переезда накопилась, но основным фактором была сама местность конечно. Нужно было больше времени посвятить такой красоте. Решено, завтра высыпаемся и пробуем подъехать поближе к горам.
7 июня. 6 день. Базовый лагерь пика Ленина. Возвращение к Памирскому тракту. Расстояние – 120 км.
Утро встретило нас ярким солнцем, вершины все открыты и видны как на ладони. Завтрак с видом на горы высотой 6000-7000м., это здорово.
Собравшись, мы едем на встречу приключениям. Выехав на трассу и проехав небольшое расстояние, мы свернули на грунтовую дорогу ведущую в базовый лагерь пика Ленина. Встав под аркой и засняв этот исторический момент (Пархат вот даже Сальсу станцевал), мы с большим воодушевлением поехали навстречу горам. С каждым километром они становились все ближе и ближе. Сама дорога тоже интересная, проехали два широких русла реки. Воды было мало, лишь протекали небольшие ручейки, но когда тут половодье, дорога представляется веселой и экстремальной.
Контраст замечательный, на зеленой травке пасется скот, а над всем этим нависают высоченные белоснежные горы изрезанные сераками и трещинами. Любо дорого смотреть.
В начале дорога идет по более равнинной части, а затем начинается постепенный набор высоты, который становится все круче. Уже ближе к финальной точке, было пару мест с размытой и мокрой дорогой, там приходилось аккуратно проезжать. И вот мы приехали. Перед нами стелется долина, а поодаль виднеются строения базового альпинистского лагеря. Людей нет и лагерь в законсервированном виде, ведь сезон еще не начался. Лишь 8 человек и яки нарушали тихую идиллию гор.
Оставив машины, мы пошли прогуляться в округе пешком, любители велосипедов, соответственно на оных. Большое стадо яков быстро перемещалось из одной точки в другую, увидев нас. Масштаб гор поражал сознание. После Заилийского Алатау отчетливо чувствовалась разница. Было приятно здесь находится и испытывать внутреннюю гамму обуревавших чувств. Проведя чуть более часа в этом царстве снега и льда, мы поехали обратно.
У нас оставалось пол дня в запасе и мы решили вернуться на Памирский тракт, чтобы сократить маршрут на завтра. Так и поступили. Взяв снова перевал Талдык, мы поехали дальше искать место для ночлега. В горах часто идут локальные дожди, и почва во многих местах не успевает просыхать, особенно в июне. Проехав один из поселков, мы по карте увидели озеро в горах. Решили ехать туда и ставить лагерь. Но проехав по грунтовке не более 1 километра от поселка, в начале подъема в горы началась глиняная жижа, где машину стало таскать из стороны в сторону. А подъем толком еще и не начался. Мы поняли, что до озера точно не доедем, немного вернулись назад, нашли ровную площадка для лагеря и встали невдалеке от поселка. В этот день было много запоминающихся видов и эмоций. Плотно поужинав, мы погрузились в глубокий сон.
8 июня. 7 день. Возвращение в Ош и начало пути к озеру Сонколь. Расстояние – 335 км.
Каждый день мы добирались до определенного места, имея перед собой цель. В этот раз у нас по плану только переезд по направлению к озеру Сонколь. Ночевку будем искать по дороге. Основная цель проехать по возможности больше, чтобы на следующий день сократить путь до озера и провести больше времени непосредственно там. Еще при разработке маршрута, именно этот отрезок пути вызывал у нас вопросы. Особой информации в сети не было, как ездят по этой дороге и вообще открыта ли она в это время года. Ведь дорога проходит по горным серпантинам, минуя несколько высоких перевалов без асфальтированной дороги. К озеру Сон-Куль примыкает несколько различных дорог и для заезда туда мы выбрали не самую распространенную. Вот и были у нас определенные сомнения.
Выехав из лагеря, нам нужно было сначала добраться до города Джалал-Абад, по все той же дороге, что я описывал ранее Ош-Бишкек. Учитывая, что мы вчера сократили себе путь, преодолев перевал Талдык, утром на основную магистраль мы добрались быстро. Немного там потолкались в потоке и уже оказались в Джалал-Абаде. Город активный, много людей, все куда-то идут, что-то делают. Мы заехали на обед в кафе и сходили на рынок, закупив продуктов в дорогу. Дальше нам нужно было добраться до поселка Таран-Базар, повернуть налево проехать еще около 40 км и оттуда начинается дорога без асфальта по горному серпантину. Собственно там и был неизвестный для нас участок по горам.
Добрались мы туда быстро, в запасе еще было много светового времени и мы поехали в горы, к первому перевалу Калдама, высотой 3 030м. Дорожное покрытие было неплохим, грунтовка вполне сносная. Только вот узкая, как и бывает с горными петляющими дорогами в ущельях. В начала пути по ущелью, проехали расчищенный большой селевой вынос. Мы должны были встать ниже перевала, но из-за наличия времени, мы брали его сегодня. Чем, выше поднимались, тем красивее становились виды, а небо затягивали темные тучи. Уже почти перед самым перевалом Калдама, попали в небольшую пробку. Пастухи ведут скот наверх по этой дороге, а вверху она максимально сузилась. Пришлось ехать за стадом, а потом кое-как проехать его. Смотреть на это жутко, как бараны балансируют на обрыве дороги.
Поднявшись на перевал, мы проехали сквозь расчищенную лавину высотой около 3 метров. Вовка сверху снял на камеру проезжающую машину. Второй экипаж отстал, мы связались по рации, они проезжали пробку из скота. Мы начали спуск с перевала. Затянувшееся небо разразилось сначала сильнейшим градом, а потом перешло в дождь стеной. Дорогу сильно размыло, были короткие участки представляющие грязевую жижу. Ощущение апокалипсиса мы испытали. Вокруг темно из-за туч, дождь льет стеной и крутая петляющая грязная дорога вниз. Но все имеет свой конец, перевал закончился, дождь стал поменьше. Время уже к вечеру, пора искать место под лагерь. Сабит желает ехать дальше и дальше, не хочется ему ставить лагерь под дождем. Но закончится ли он, это большой вопрос. По ощущениям и облакам он и не думал прекращаться. Увидели съезд с дороги, пару деревьев и речку бегущую рядом. Спустились пешком, посмотрели место для лагеря, оно было неплохим. Решили остаться там. Установив лагерь и покушав, почти сразу пошли спать. Погода не располагала к посиделкам и общению.
9 июня. 8 день. Озеро Сонколь. Расстояние – 220 км.
Продолжаем двигаться в направлении озера Сонколь. Собрав лагерь, мы снова выехали на грунтовку и через пару километров проехали большой поселок Казарман. После него начался асфальт. Работа кипела и в те дни. Спросив у рабочих, куда нам ехать (асфальтовая дорога расходилась в разных направлениях), мы продолжили свой путь. В поселке увидели счастливых старшеклассников в школьной нарядной форме, суля по всему отмечающих или готовившихся к выпускному. Проехав мимо еще одного поселка, снова выехали на грунтовку. Но качество дороги было отличным, несмотря на серпантин, скорость легко можно было держать в пределах 80-100 км/ч. После чего начался подъем на очередной перевал, скорость там конечно упала, но поднялись мы все равно быстро.
В этот день можно долго описывать дорогу, но уже и так много сказано о ней. Мы просто ехали и наслаждались. Погода стояла замечательная, по пути заглянули в пещеру (грот), которую увидели с дороги и направились дальше преодолевать очередные перевалы. Время летело незаметно и мы уже подъезжаем к последнему высокому перевалу Молдо-Ашуу – 3250м.
Молдо-Ашуу выделялся среди предыдущих перевалов. Затяжной, с крутыми изгибами. Сверху глядя на петляющую ленту дороги, захватывало дух. Мы останавливались несколько раз и ходили фотографировали все вокруг. Перевал пользуется большой популярностью у любителей горного велосипеда. При подъеме на него, мы встречали их в большом количестве. Спуск с него явно адреналиновый и запоминающийся. Заехав на высшую точку перевала, испортилась погода, опять все затянуло облаками, пошел дождь.
Вдалеке уже обозначился вид на озеро Сонкель, мы и поспешили к нему. Ясно было, что дождь не затяжной, потому что тучи гуляли в округе, поливая локальные участки. Впереди виднелись солнечные лучи, согревающие долину теплом. Проехав по дороге вдоль озера, мы нашли съезд и поехали прямо к воде. На берегу был мусор, бутылки, пластик. К сожалению культура еще не овладела большой частью вида homo sapiens, что огорчает. Само озеро имеет очень насыщенный цвет, который меняет оттенки в зависимости от освещения. Кругом высокие снежные горы, окаймляющие озеро со всех сторон.
Выбрав отличное место для лагеря, мы разбиваем его и любуемся окружающими нас видами. Приехали мы сегодня относительно других дней рано и у нас получается полноценная полудневка. Гуляем в округе, фотографируем, готовим кушать. Ребята катаются на велосипедах. Когда к нам стало подходить огромное стадо баранов, Эрик поехал их разгонять на велосипеде. Увлекательное зрелище. Вся долина усеяна юртами, машины ездят туда-сюда с постоянной регулярностью, привозя и увозя туристов. Кто хочет почувствовать тут настоящий местный колорит, то остановиться в юртах можно без проблем. Это невероятно красивое место и поэтому заслуженно пользуется популярностью среди туристов. Я тоже высоко оценил красоту этих мест.
Вечером снова прошел небольшой дождик, после чего вышла яркая радуга. Она зависла вдоль гор, ублажая взоры путешественников. Дети решили доехать до нее на велосипеде и потрогать руками, конечно у них этого не получилось, но попытка была отчаянная. Вернувшись, они сказали, что чуть-чуть не успели )). Где мои 8 лет? День закончился великолепно, вкусный ужин, горячий чай под разговоры, а ночью было небо усеяно мириадами звезд.
10 июня. 9 день. Калмак-Ашуу пер. – Орто-Токойское водохранилище – Иссык-Куль. Расстояние – 300 км.
Уезжать лично мне отсюда не хочется, я бы еще на день тут остался, но график требует дальнейшего продвижения и смены локации. Другие члены нашей группы наоборот жаждут оказаться на Иссык-Куле и поплавать вдоволь после гор. По расстоянию ехать сегодня не так долго, поэтому собирались не спеша. Выезжаем с озера Сонколь уже через другой перевал – Калмак-Ашуу.
Калмак-Ашуу имеет высоту в 3 450м, он также знаменит среди любителей велосипедов и с него открываются чудесные панорамы. Этот перевал является более распространенным для туристов, так как он ведет на Нарынскую трассу А365. Несмотря на высокий перевал, грунтовка отличного качества, навстречу нам поднимались и спринтеры и легковые автомобили. До Нарынской трассы мы спустились быстро, но как оказалось Сабит пробил колесо, занялись ремонтом. Этот день можно сказать ознаменован ремонтом шин на Секвойе. В этом путешествии это была единственная проблема, либо резина была плохая, либо перегруз, а может сразу все вместе, но экипаж Сабита за все время наверно около 20 раз, устраняли проколы. После того, как все заклеили, через несколько км, случилось все тоже самое. Добравшись кое-как до поселка, заехали на шиномонтажку и потратили на ремонт всех колес около 2-х часов.
Когда все было закончено, мы помчались дальше и в скором времени доехали до Орто – Токойского водохранилища. С дороги вид на воду, цвета аквамарин вынудил нас остановиться и насладиться этим великолепием. Сабит выразился, что цвет воды как на Мальдивах.
Насладившись, видами мы поехали дальше. До пляжа в Тамге на Южном берегу Иссык-Куля оставалось уже совсем немного. Здесь уже для нас привычные места, мы часто отдыхаем на Южном берегу и катаемся в окрестностях. Выбор нашего отдыха на Южном берегу обусловлен более дикими пляжами и близостью горных маршрутов.
К вечеру добравшись до Тамги, мы разбили лагерь, и пошли, конечно же, купаться. В июне вода еще считается холодной, но нам все нипочем. Окунувшись в бодрящую и освежающую водичку после дороги, ты получаешь новый прилив сил. После гор оказаться на пляже особое удовольствие. Завтра нам спешить никуда не надо, переезд минимальный. Будем высыпаться и купаться до обеда.
11 июня. 10 день. Иссык-Куль – Ущелье Барскаун. Расстояние – 35 км.
Утро встретило нас ярким солнцем. В качестве пробуждения – ныряние в водоем. Лучший способ избавиться от утренней сонливости, водичка бодрит и обжигает холодом. Накупавшись, как следует и закупив продуктов в Тамге, мы снова держим путь в горы – ущелье Барскаун.
Добрались мы к началу старта от Иссык-Куля быстро, минут за сорок. Взяв рюкзаки и перекусы, мы направились к первому водопаду «Чаша Манаса». Он находится совсем рядом. Минут 20 и ты на месте.
Велосипедисты снова взяли своих железных коней в руки и тащили их в горку по крутой тропе. На первый водопад мы потратили немного времени и пошли дальше, к водопаду Брызги Шампанского. Вот до него идти уже подольше и тропы там покруче. Придя к нему, мы ощутили всю мощь бьющего потока и оценили название. Поток такой, как после открытия крышки шампанского, бьет мощным ключом. В июне он еще и самый полноводный, поток и объем воды впечатлял. Ну и еще грохот бурлящей воды стоял такой, что разговаривать можно только крича, находясь рядом с водопадом.
Мы пошли еще выше к самому верхнему каскаду водопада. Туда тропа совсем крутая, с велосипедами никак. На верхнем водопаде еще даже снег весь не сошел. Водопад этот тоже красив, но самый грандиозный это все-таки Брызги Шампанского.
Зато сверху открывается отличная панорама на долину Барскаун. Она очень живописная. Посмотрев все водопады, мы начали спуск к машинам. Ребята с водопада Брызги Шампанского поехали вниз на своих горных велосипедах, а градус спуска там очень экстремальный. Спустившись к машине мы ждали наших товарищей, они вернулись все в эйфории и на эмоциях. Спуск доставил им кучу адреналина. Эмиль умудрился там неплохо улететь в обрыв, но все закончилось небольшими царапинами. Естественно самый эмоциональный и довольный был он! Настоящий экстремал.
Загрузив велы на крышу, поехали искать место для лагеря. Поднявшись выше по ущелью, увидели съезд налево и отличную зеленую полянку. Там и разбили лагерь. Вечером пошел дождик. Поставили рядом машины, открыв двери багажника, сделав тем самым подобие “тента”, поужинали и спать.
12 июня. 11 день. Ущелье Барскаун – Перевал Суек – Пик 4477м – Иссык-Куль. Расстояние – 100 км.
Сегодня мы держим путь на высокогорный перевал Суек. Мы заночевали недалеко от шлагбаума, где в обязательном порядке проверяют документы и записывают вас. После шлагбаума почти сразу начинается крутой петляющий подъем в горы. Медленно, но верно поднимаешься по накатанной хорошей дороге, любуясь окружающими видами. Когда проезжаешь с рядом нависающим ледником, то присутствует небольшой диссонанс. Обычно ты привык к ним идти пешком, а тут из окна машины белоснежный мастодонт. Выезжаем с крутого петляющего серпантина в долину Сыртов.
Сырты — это обширные ровные пространства в высокогорьях Тянь-Шаня, которые покрыты минимальной растительностью. На высоте почти 4000м, расстилается изумительное по своей красоте плато Арабель. На плато расположено много озер, окруженные высокими пиками гор, высота которых более 4000м. нум.
Сложно представить, но на высоте 3800м, настолько хорошая грунтовая дорога, что можно ехать не менее 80 км/ч. Но долина окружающая тебя не позволяет этого делать, по дороге все время останавливаешься и вдыхаешь горный разреженный воздух и ходишь фотографировать озера и ледники.
После всех этих процессов мы едем дальше, где дорога раздваивается и главная ведет к золотодобывающему руднику Кумтор, мы уходим правее на примыкающую. Нам необходимо добраться до перевал Суек. Как только свернули с основной дороги и поехали к перевалу, у Секвоий снова спустило колесо. Нам предстоит восхождение на неизвестную вершину, и заниматься ремонтом сейчас – терять драгоценное время. Мы оставляем машину на обочине и оставшиеся пару километров едем в фораннере в количестве 8 человек.
Приехав на перевал Суек, высота которого – 4028м. мы начинаем собираться в поход. Я надеваю свои альпинистские ботинки, которые вожу в машине вот уже 10 дней. Наконец-то начинается одно из любимейших дел, восхождение на новую вершину. Гора, куда нам предстоит подъем вся заснеженная, одеваем сразу «фонарики» (гамаши) на ноги для тропежки. Пархат пользуется известным народным методом, для тех у кого нет «фонариков», обматывает ноги скотчем. Юра, как всегда устремился вперед тропить, за ним потянулась вереница. Изначально Эмиль и Эрик не собирались особо идти на вершину, но Сабит, их настроил на подъем. В машине сидеть ждать, ведь тоже сомнительный вариант.
Подъем с самого начала крутой и заснеженный, Юра там идет, тропит и пыхтит. Нам проще идти по следам. Чем выше поднимаемся, тем красивее вид на долину плато.
Описывать подъем смысла нет, он всегда медленный и монотонный. На вершину мы пришли менее, чем за 2 часа. Результат замечательный, учитывая, что для многих людей из нашей компании это вообще рекордная высота. А для Эрика восьми лет от роду, первое горное восхождение!
Вершина куда мы поднялись, не имеет названия. На картах, по крайней мере, название не обозначено. Высота пика – 4477м над уровнем моря. Наверху мы все испытали большую радость. Открывшийся вид на 360 градусов был бесподобен. Перекусив, насладившись видами и оставив записку на вершине, мы поспешили вниз. Спуск всегда быстрей подъема. Мгновение ока и мы уже все у машины. Счастье есть.
Возможность высоко заехать на машине подарила многим из нашей компании возможность подняться на новую для себя высоту и прочувствовать ее на себе. А для нас, любителей экстремального бэккантри с высоких вершин на лыжах/бордах, местность показала огромный потенциал для спусков в весенне-летний период. В будущем думаю, реализуем тут пару линий.
Времени еще достаточно, но нужно заклеить резину на Секвойе (переклеенную уже и так вдоль и поперек). Сделав это, едем на пляж в Тамгу, купаться и ночевать на теплых берегах Иссык-Куля. Расстояние небольшое, но по пути приходилось еще пару раз останавливаться и заклеивать проколы на Секвойе, к концу поездки резина вообще «рассклеилась». В любом случае на пляж приехали задолго до темноты, и пошли сразу купаться. Где еще можно получить такой контраст? Лишь более часа назад мы поднимались в снегу и теплой одежде на вершину, а сейчас купаемся в холодной Иссык-Кульской воде, загорая на пляже? Поистине страна очаровательных контрастов.
Здесь хочется сказать немного о горной болезни. Наверху все чувствовали себя хорошо, но спустившись вниз, Пархата накрыла жесткая горняшка. Такой огромный перепад высот за 1 день, оказался для его организма большим стрессом. Около 2-х часов он был в полуживом состоянии. Откармливали его таблетками и жидкостью. Потом он отошел, и имел вид как ни в чем не бывало. Это учитывая еще, что за всю поездку мы акклиматизировались все время, ночуя на высоте и проезжая высокие перевалы. Для совсем неподготовленных людей, может быть еще тяжелее.
Остаток дня мы купались, общались и просто отдыхали после отлично проведенного дня. Это восхождение стало финальной точкой нашего замечательного путешествия. Завтра домой!
13 июня. 12 День. Тамга – Каракол – Кеген – Алматы. Расстояние – 480 км.
Дорога домой не предполагала по пути каких-то интересных остановок. В Караколе мы закупили домой мед и рыбу. Самая вкусная рыба в Кыргызстане это Сиг. Рекомендую, если окажетесь там. В дороге снова подводила резина на Секвойе, тратилось дополнительное время на шиномонтаж.
Наша задача была приехать на границу Каркара до 18 часов. Пограничный переход Каркара просто работает с 8 утра до 6 вечера. Если вы не успели пройти, то будете ждать до следующего дня. Плюсом этого пограничного перехода является живописная дорога, идущая вдоль гор и небольшие очереди на границе. Но дорога там, как была всегда плохая, так и осталась. Километров 50 грунтовки, хотя для кроссоверов и внедорожников она не представляет никаких проблем. На границу приехали ближе к 16 часам, кроме нас в Казахстан никого не было. Прошли мы ее минут за 15. Доехали до Кегеня, заехали на обед, а точнее уже ужин и снова в путь до дома.
Уже подъезжая к городу, на автобане Хоргос-Алматы, по хорошей дороге мы разогнались до 120 -130 км/ч., и от такой скорости на сумке, что была закреплена на крыше, открылся замок и что-то вылетело. Сабит ехал сзади, сразу нам передал по рации, мы съехали на обочину. Я все проверил в сумке, улетел каремат (пенка), сказал Сабиту, чтобы он не заморачивался. А он остановился и потом привез нам. Видимо из-за резкого торможения у него опять спустило колесо…Новые танцы с бубнами уже в темноте, по ремонту покрышки. Сабиту и его экипажу за всю нашу поездку пришлось, конечно, намучиться с резиной. Ну, это уже все лирика. Домой мы приехали поздно. В 12 часу ночи. Уставшие, но счастливые.
- Общее расстояние маршрута – 3 015 км. Июнь 2018 год.
Заключение и выводы:
Резюмируя, все вышенаписанное я с уверенностью говорю, что наше большое путешествие понравилось всем без исключения. Даже небольшой любитель длительных автомобильных переездов – Юра, бросил фразу, что это было круче, чем в Непале. Наш маршрут включал в себя различные природные зоны, в которых присутствовали все времена года. На этом головокружительном контрасте мы получали огромное эмоциональное наслаждение.
Кыргызстан – это приветливая страна для туристов, которая всегда удивляет и оставляет только положительные эмоции. В нашем путешествии должна была быть еще одна локация, как Аксу-Тургень, но из-за надвигающейся плохой погоды, пришлось отложить это на другой раз. Да и устали мы уже к концу поездки от длительных переездов и практически отсутствующих дневок. У нашей команды и стояла задача за максимально короткие сроки, изучить и побывать в различных локациях. Путешествие проходило в формате разведки. Если, кто захочет повторить наш маршрут, то советую увеличить его еще дня на 3-4, чтобы добавить стоянки в некоторых местах. Было много мест, где хотелось провести дневку для восстановления физических и моральных сил, после длительных переездов. Учтите этот момент при планировании маршрута.
Мы путешествовали в экономном формате, все свое, везя с собой. Знайте, что в Киргизии практически во всех значимых природных точках есть необходимая инфраструктура для туристов. Везде можно остановиться, будь то гестхаусы или аутентичные юрты. С питанием тоже проблем никаких нет, кормят очень вкусно. Поэтому путешествовать в стране гор можно с большим комфортом, для тех, кто не любит постоянные сборы лагеря и готовку.
Дороги в приятном смысле удивили. Беря во внимание, что они в большинстве своем проходят в горной местности и в высокогорье, почти везде можно проехать и на легковом автомобиле. Что и является одним из основополагающих факторов массовости туризма. Доступность и развитая туристическая инфраструктура.
Этим путешествием мы закрыли и изучили много новых локаций и достопримечательностей в Кыргызстане. Для нашей команды уже осталось не так много мест, где мы еще не были. Мы обязательно вернемся и к ним, ведь красота в этой стране манящая и желание там путешествовать не отпускает. Лично мне хочется побывать еще в двух значимых точках – Озеро Кель-Суу и в долине Иныльчека. В ближайшем будущем мы это и планируем осуществить. Следите за обновлениями.
В заключение большую благодарность хочется выразить всем участникам поездки и друзьям, которые снабдили нас в этой экспедиции недостающим оборудованием. Надеюсь, те кто не смог разделит с нами моменты счастья в этом году, присоединятся уже к следующим путешествиям. Спасибо прекрасной стране и людям в Кыргызстане, которые делают нашу жизнь ярче!
Видео с поездки: