По-прежнему Джунгария остается для большинства казахстанцев неизведанной страной. Пожалуй, на слуху только водопад Бурхан-Булак. О каком-то плато Борохудзир вообще мало, кто слышал. Так вот при подготовке к этому путешествию у меня возникли проблемы с поиском информации о состоянии дороги вдоль реки Кескентерек. Я был здесь на велосипеде в начале мая (2015) и тогда перевал был весь в снегу и мне было непонятно, а можно ли здесь вообще проехать на авто. Я нашел, лишь один отчет (2016), автор которого в одиночку и довольно проблемно, но все же проехал также в начале мая этот путь. Как раз тогда должны были достроить ЛЭП, которая тянется откуда-то со стороны Китая в направлении Текели. По идее ее должны обслуживать и какая-то дорога должна была быть.
За месяц до того мы съездили в эти места, но через Кескентерек я поехать не решился. К тому же тогда большинство водителей могли поехать только на 2 дня. Исследовав ущелье Правого (Малого) Усека и сходили на хребет Ит-Шокы в восточной оконечности на перевал Коккезен. С этого перевала открывается симпатичный вид на ущелье и вершины Правого Усека. В этот раз мы поехали на 3 дня в праздничные выходные в честь празднования дня столицы. 1 день по плану полностью должен был быть посвящен восхождению. Дорога не самая близкая, добираться сюда минимум 7-8 часов. Если не делать больших остановок – это 4 часа по асфальту и 3 часа по бездорожью. Расстояние подъездов, что с запада, что с востока примерно одинаковое 300 км асфальт и 50-60 км по горам. Благодаря строительству автобанов (на Талдык и до Хоргоса), длительность подъездов уменьшилась на пару часов.
Маршрут: Алматы – Сарыозек – Онжаз – река Кескентерек – перевал Уйгентас – ручей Бель – хребет Ит-Шокы – долина Борохудзир – Аулиеагаш – Жаркент (мечеть) – Шелек – Алматы
1 день. По асфальту ничего интересного. Только при подъезде к мосту через реку Кескентерек пошли курганы, их довольно много здесь – около 15-20 штук. Не доезжая моста, свернули на восток в направлении села Онжаз. Асфальт резко испортился. Перед поселком свернули на грунтовую дорогу влево. Поехали среди полей, где растут пшеница или рожь. Доехали до деревянного моста. Если поехать через него, можно попасть в село Аралтобе. Таких мостов через горные реки в горах Джунгарии много. Устроились на обед. В глаза бросилось, что река Кескентерек очень обмелела, по сравнению с маем 2015-го. В обычный год она начинает мелеть только к концу июля. В окрестностях моста насобирали шалфея. Алёна помогла его опознать. Эти места – ее родина, дом недалеко отсюда в 20 км на северо-запад.
Дорога вдоль реки Кескентерек не позволяет ехать быстро, максимум 20 км/ч: постоянные повороты, ямы, грязь, переезд рек и ручьев. Брод, который должен был быть страшным, мы проехали как по обычной речке. Далее пошли крутые горки вверх-вниз к перевалу Уйгентас. Проехали последний брод – самого крупного истока Кескентерека – реку Аксу. Вышли на платообразный перевал. Количество юрт со стороны реки Борохудзир значительно больше. Перевал высотой 2120 м. На нем стоит памятник Орбулакской битве между казахами и джунгарами в 1643 году. В 1993 году был установлен сам монумент.
Нас подгоняла черная туча, выползшая с запада и грозившая дождем. Нам надо проехать до места лагеря еще 5 км, но уже не по центральной грунтовке, которая со стороны Борохудзира намного приятнее, а по второстепенной, которая, как я полагал должна вывести к какой-то стоянкой с юртой. Так и вышло, только стоянка оказалась обширной. Здесь стояло аж 3 юрты. На пару ночей мы стали соседями для чабанов. За юртами шло небольшое ущелье с ручьем, который называется Бель (один из истоков Борохудзира). Завтра нам предстояло подниматься по нему. Черная туча догнала нас, большая часть из нас успели поставить палатки до начала сильного и затяжного ливня. Лагерь пришлось поставить на 100 м ниже по высоте из-за того, что не удалось спуститься в ущелье на машинах (крутой склон).
Первый вечер нам испортил дождь, который закончился к самым сумеркам. Буквально на 400 м выше нас по высоте всё засыпало снегом. Закат мог бы получиться красивым, если бы туча ушла на полчаса раньше.
2 день. Выход на гору назначен на 7 утра. Путь ожидал длинный. Высшая точка хребта Ит-Шокы стоит немного севернее основной гряды хребта. Нам нужно было преодолеть 2 перевала, которые, к слову, официальные Казахстан (3410, 1А к.с.) и Героев-Панфиловцев (3520 м, 1А к.с.) и только потом финишный подъем от второго перевала по гребню на восток, а затем на север. См. авторскую схему хребта.
Начало подъема проходит по тропам, вытоптанным скотом. После высоты 2800 начинаются сплошные камни и коровы туда уже не залазят. Снег с утра таял неохотно, еще и хребты начало заволакивать облаками. За 3,5 ч вышли на первый перевал. Можно и быстрее. После карантина не все еще вошли в горный ритм. Кому-то хватило подъема на перевал Казахстан. На перевале устроили обед, дождались всех, кто собирается идти дальше. Как только мы вышли на перевал, облака стали расходиться и наконец-то открылась наша гора и весь путь на нее. Горка выглядела пешеходной.
С перевала Казахстан пришлось сбросить 120-130 м по высоте. Вышли на мерзкую морену с шатающимися камнями. Это верховья реки Аксу. Путь до следующего перевала занял около 1,5 ч. Отсюда уже хорошо стало видно все окрестные ледники, которых здесь не так уже мало, несмотря на максимальную высоту гор в 3800-3900 м. Со следующего перевала стали видны истоки Правого Усека и реки Коктал (в истоках она называется Сатылы).
Еще 1,5 часа понадобилось, чтобы выйти на сам пик. С него открылось еще больше видов. Вдалеке на северо-западе просматривалась долина реки Коксу. На юго-западе стало видно долину реки Кескентерек, по которой мы приехали. Отлично виден на юге весь хребет Кояндытау, за которым находится нац.парк Алтын-Емель. А вот высокие горы 4000 м и выше на северо-востоке так и не открылись, оставшись под облаками. Долину Борохудзир с вышей точки Ит-Шокы не видно из-за особенностей расположения пика.
На топокарте высота вершины обозначена 3915 м на километровке, и 3926 – на пятикм-ке. Интресно, что жпсы у 3-х человек показали 3925 м, у одного 3916 м.
Обратный путь мы думали изменить и не подниматься через перевал Казахстан. Но сходив на разведку спуска через ущелье Аксу, увидев непонятные сбросы и обвалы, я отказался от этой идеи. Лучше пройти по проверенному маршруту. Тем более снег растаял, и стало понятно, как можно обойти движущиеся камни морены. А подъем на перевал всего-то составлял 120-130 м – это 15-20 минут, максимально медленно 30-40 мин. Обратный путь с вершины занял 3,5-4 ч.
Итого мы прошли за день 20 км. Перепад высот +/-1875 м (2300-3410-3280-3915-3280-3410-2300 м).
По-моему, виды с пика понравились всем, кроме меня. Не сказать, чтобы я сильно ими впечатлился. Местные хребты ничем примечательным не выделяются. Больше всего мне в этом районе нравится долина реки Кескентерек. Она всегда зеленая, даже, когда июнь такой сухой.
3 день. Выезжали через долину Борохудзир, которая, как подметили все, похожа на Асы. Я с этим согласен. Та же ширина, такие же лысеватые горы слева, справа небольшой лесок, куча юрт и скота.
Наконец-то, нам хватило времени, и мы посетили 2 главных достопримечательности этого района – святой Карагач «Аулиеагаш» и Жаркентскую мечеть. Правда, мечеть была на карантине и внутрь мы не попали.
Также вернулись в найденную в прошлой поездке кафешку с интересным жаркентским лагманом. Она расположена севернее мечети по главной улице города Жаркент. Отличное место, чтобы покушать перед долгим возвращением в Алмату.
Сезон для посещения: середина мая – конец сентября. Рекомендую первую половину сезона, когда здесь еще все зеленое, а макушки горных хребтов покрыты снегом.
4-6 июля 2020 г
Другие наши путешествия в Джунгарию: