Кабанбай – Ашим – Лепсинск – кордон Жаланаш (река Агыныкатты) – река Большой Жаланаш – Тополевка (река Теректы) – Екиаша – Саркан – Жансугуров – Суыксай – река Биен – Баласаз – урочище Баянжурек – Капал – Акешки – Талдыкорган – Сарыозек – Малайсары – Шенгельды – Капшагай – Алматы
19 день. Первые 10 км были некрутыми, ехалось несложно. Вторые 10 км стали потяжелее. Как раз тут у меня померла задняя покрышка. Появилась дырка сбоку и камера просто взорвалась. За 1,5 тыс. км по нашим ебеням – неудивительно. Вчера, как знал, купил в Ушарале запасную. Китайская покрышка оделась очень туго. Время уже 3 часа дня, а мне еще предстоит самая жесть.
Жесть оказалась вполне терпимой. Один раз я слез в конце небольшого поселка в конце подъема на крутом, во всех смыслах, повороте. Пообщался с местными трактористами. Второй раз – уже перед самым перевалом, пришлось пройти 500-600 м. Наконец, открылся вид на долину, в которой спрятался Лепсинск. Долина, горы – всё красиво. Но вот основной и высокий Джунгарский хребет очень далеко, что его толком не сфотаешь.
Лепсинск славится очень холодными ночами. За 500 м до места ночевки забарахлила цепь. Снова полетело звено. Решаю дойти так, сделав на месте стоянки. Не успел я разложиться и начать готовить, как пришли 2 взрослых мужика на лошадях. Увидели меня с моста, когда я ходил к реке умываться. Один ехал в село Каргалы, второй живет в Лепсинске. Местные без бутылки водки, видимо, вообще никуда не выходят (в предыдущий раз, когда я был в этих краях, было тоже самое). Они упорно мне лечили, ну как ты так едешь один, мол у нас тут опасно. В общем сказали, говорить, что я знаю Шафиза сына Чапая и никто меня не тронет. Забегая вперед – фраза не пригодилась. Пожелали мне слишком много удачи…перестарались. Завтра я в очередной раз увижу доказательство, что тосты – это пустой звон. Хорошо, хоть просидели они недолго и пить не заставляли…
Все местные пугали рекой Карбушка, что она в это время сильно разливается. Смотрю на карту, ну речка, как речка должна быть, ничего особенного…
20 день. Под утро действительно прилично похолодало. Температура опустилась до 0 оС, возможно и ниже. На траве выпал хороший слой инея. Местами в долине стоял туман. Сибирь какая-то! Вот такая она природа Лепсинска. С утра я доехал только до центра поселка. При переключении с 4 на 3 звездочку у меня петух ушел в колесо. Естественно его выломало. 5 минут был в недоумении, что делать?…
Надо что-то думать. Неохото мне вот так заканчивать свое путешествие. Местные уже не спят, не смотря на 6 утра. Спросил про запчасти. Говорят, что цепь есть, а петух – вряд ли. Решаю попробовать сделать односкоростной велосипед. Помимо петуха, расфигачена цепь, много корявых звеньев. Видимо, это она сначала начала сыпаться, одно из звеньев застряло в заднем переключателе и его так загнуло… наверно так… я не большой специалист. Хотел же купить еще цепь в Ушарале, да забыл… Вроде сделал, как говорят, сингл-спид. Правда, проехал 1,5 км, снова выпало звено цепи. Решаю попробовать еще раз, если не получится вернусь в Лепсинск, если всё хорошо – дотяну до Саркана (Сарканда). Может там найду базарчик… После второй остановки всё хорошо. Еду.
По плану сегодня должен доехать до Тополевки. Это недалеко. Но дорога очень тяжелая после кордона Жаланаш. До кордона же шла хорошая гравийка 15 км. После – 25 км по глиняным колеям. Местные дальше своего Лепсинска уже лет 10, как минимум, никуда не выбирались. Никаких проблем с переходом реки Карбушка не было. Там есть 2 деревянных моста сразу за кордном Жаланаш. Да и вброд ее было бы перейти несложно. Зато речка Большой Жаланаш оказалась и вправду большой. Брод несложный, но глубокий и длинный метров 15.
За кордоном много иду пешком, постоянно подъемы. Тут и с нормальным велом было бы непросто. Если бы цепь была жива, добил бы ее здесь. Сейчас стараюсь не давить сильно на педали, чтобы снова не возиться с ремонтом. Поставил ее на 2-ю звезду спереди и 3-ю сзади. Погода сегодня хмурая. Дождя особо не обещали. На перевале между Лепсинском и Тополевкой снял одного клеща. Давно не встречал гадов (с 4-го дня).
Вполне неплохо докатил до Тополевки. Встал около скальных плит у реки Теректы. Спуск к ним был самым экстремальным за всё путешествие: промоины, лужи, булыжники и суровый уклон. Никого нет. Странно, что местные не тусят. Сегодня выходной. Мне с дороги показалось жарко, а термометр показал всего +15оС. Сначала ходил в шортах и майке, а потом надел кофту. Задумался, где всё-таки интереснее ездить на веле по пустыням или по горам?
21 день. Утро выдалось отличным солнечным. Снова довольно прохладно, ниже +5оС. Дорога шла через зеленые холмы. Здесь уже пошел асфальт. После Тополевки она набирает +200 м по высоте, а с холмов открывается отличный вид на горы Джунгарского Алатау – Басканские ущелья. Виден знакомый пик Шумского (4442 м), а также одни из самых высоких вершин – Герасимова (4370 м) и Кассина (4390 м). 20 км по этим холмам проехал менее, чем за 2 ч с остановками на фото. Еще раза 3 шел пешком. В детстве я ездил на рыбалку по 15 км в одну сторону на велосипеде без скоростей и ничего доезжал. Ничего страшного, можно и потерпеть. После Покатиловки (Екиаша) шли в основном спуски. Тут и цепь вообще не нужна!
На спуске асфальт пошел паршивый. Постоянные волны, иногда очень резкие. Много корявых заплаток. Походу из-за этого спуска на покрышке за 1000 тг и появилась шишка, либо я при одевании ее слегка повредил. Это я обнаружил уже в Саркане.
Базар в городке есть, в т.ч. и веломагазин, в котором можно найти всё, что пожелаете. Поменял ушко, на котором держится задний переключатель. Заменил цепь. Решил попробовать поставить обратно старый переключатель. Новый стоит 7 тыс. Он хоть и погнутый был, но плоскогубцами я его почти выпрямил. Денег у меня осталось немного, надо найти банкомат. Местные говорят, что около площади есть. Настроить скорости самому не получилось. То ли я не то делаю, то ли переключатель надо менять. Сам я его никогда не устанавливал. Мастер в магазине будет только завтра. Продавщица говорит, что уехал в другой магазин в Андреевку.
Устал возиться с велом, надо поесть. Тем более где-то в центре около автовокзала была большая вывеска «шашлык». Продавщица подтвердила, что там самый вкусный. Это правда, утка даже понравилась больше. Баранина тоже хороша, но утка вообще клас! За 20 дней я первый раз нашел шашлычку. Это точно Казахстан?! После поехал в банкомат. Нашел. Рядом на площади решил еще повозиться с велом. Так ничего и не вышло… обнаружил только, что задняя звезда как-то подозрительно шатается… походу ее еще нужно будет менять…
Решил, если найду место, то останусь на ночевку. Поехал к речке выше городка ближе к горам. Место нашел. Правда, реку куда-то дели? Видимо по каналам на полив вся вода ушла, либо есть какая-то ГЭС… Бежит маленький ручей – мне хватит. Обещанная по прогнозу гроза пришла в обед. В горах было совсем мрачно. А здесь дождь прошел быстро. После обеда всё равно без солнца. Хорошо – прохладненько. По плану в это время у меня должны были быть несильно длинные дни, которые я оставлял на заключительную перезагрузку организма. План планом – а перезагружать пришлось не меня, а велосипед. Теперь я немного отстал даже от этого плана на 32 км. Но дальше починиться я смогу только в Талдыке, т.ч. лучше попытаться здесь.
22 день. Лёг вчера очень рано. До этого 2 дня подряд вставал в 4 утра. Спалось отменно. Даже в 6:30 вставать не хотелось. Надо. Магазин откроется в 9:00.Дождался мастера, которого зовут Мурат. В общем у заднего переключателя был погнут еще фиксатор, который заколотили молотком на место. Поменяли тросик. Всё работает. Я сказал про заднюю кассету, и что цепь заедает на 1-й скорости. Мурат говорит, что сильно износилась. Раз установил новую хорошую цепь, то и кассету надо. Но цены кусаются 50 у.е. за цепь и кассету от Shimano. Правда, проблема с 1-й скоростью не ушла. Возможно, дело в нижнем ролике заднего переключателя, он плоховато крутится. Не знаю, доехал бы на старой кассете, но вероятно цепь бы снова пришлось менять. По цене получилось бы также. Да и неизвестно – доехал бы? Так осталась последняя проблема с покрышкой китайской. Передняя фирменная, и вроде лучше… но вижу, что по бокам какие-то мелкие трещины пошли… их бы местами поменять. Но блин, я не могу ее снять… Я помню, когда я ее покупал, мне сказали, что ее можно использовать, как бескамерку, и она нереально туго села. Боюсь, если сниму, то могу повредить ее. С момента покупки я ее ниразу не снимал и соответственно не прокалывал. А если поставить назад, то вероятность прокола станет выше и будет много геморроя с перебортовкой. Поэтому купил еще одну – российскую «Петрошина».
До Жансугурова доехал за 1,5 ч (35 км). Стараюсь сильно не гнать и притормаживать на всех кочках. А то я так хорошо поездил, что даже багажник был погнут и приличная восьмерка на заднем колесе нарисовалась. За Жансугуровым ухожу в горы. Идет очень крутой подъем по гравийке первые 7 км. Практически половину иду пешком, дабы опять же не грузить «зад» вела. Грунтовка ведет в Арасан, а потом асфальт в Капал. С нее открывается вид на равнину, водохранилище на реке Аксу, а с перевала Гасфорта – на горы Джунгарии. Сегодня они под облаками. Не жарко. После перевала дорога скачет по холмам. В конце спуск к селу Суыксай. Виды тут красивые – кругом большие возделываемые поля на плоскогорье, которые П.П.Семенов называл Джунке, а вдалеке горы. После Суыксая беру по правой дороге через село. Направо уходит дорога в Арасан. В Суыксае даже был асфальт. Потом снова гравий. Встал за селом, получилось, что между селами. Выше по течению Биена стоит еще одно крохотное село Ауыл. Время уже 7 вечера. Неплохо проехал за полдня около 60 км. Если всё будет нормально, завтра нагоню план.
Как я ни старался уйти подальше от дороги, меня всё равно спалили трактористы. Вдоль реки Биен (у которой я втал) проходит грунтовка, видимо, с полей. Через минут 20 прибежали ребята. На казахском начали меня звать в гости, если я всё правильно понял. 15 минут отбивался от их настойчивости. В др. день я бы наверно согласился, но сейчас уже поздно пора есть и ложиться спать, скоро стемнеет. Они я так понял, сказали, если надумаешь, приходи…
23 день. Рассвет подарил сногшибательные виды Джунгарского хребта. Горы открылись еще вчера, но уже после заката. Сегодня мне повезло разглядеть их все. Долина реки Биен широкая и красивая. Дороги здесь довольно приятные, и кажется, можно проехать даже в дождь. Везде есть мелкая щебенка в колеях. За счет постоянно ездящих ЗИЛов она еще и довольно ровная. Доехал до крайнего села Баласаз за 2 ч. В одном месте свернул не туда. Выехал в очень красивое ущелье, где можно было бы встать с палаткой. Вернулся на правильную дорогу.
Баласаз расположен в нереально живописном месте у самого подножия высоких гор! Как будто Киргизия. После Баласаза дорога потихоньку начинает сворачивать на запад, переходя все истоки Биена. Они небольшие, но везде есть пешеходные мосты, кроме последней реки. Всего их было 4-5. Справа идет хребет Баянжурек высотой до 2100 м, а слева более массивные горы высотой 3500-4000 м. Леса здесь маловато. Растет только ель между высотами 2000-2400 м. Снег сейчас сошел как раз до верхних границ леса. На юго-западе видна пологая седловина, еще снежная. Она выводит на реку, на которой расположен водопад Бурхан-Булак. Я довольно быстро доехал до верхней точки плато со всеми фото – за 2 ч. Поднялся до высоты 1700 м. Места для велосипедизма здесь классные. Чем-то напоминают плато Асы.
В урочище Баянжурек расположены комплексы наскальных рисунков, захоронений, древние святилища. Этот регион был заселен по протяжении нескольких эпох, а расцвет пришелся в эпоху раннего железа.
На обеде хорошо так отрубился. Видимо, организм на исходе. Вроде полдня до этого я сильно не напрягался. А может это всё свежий горный воздух… Так высоко в этом путешествии я не забирался.
После перевала идет незаметный спуск. Вел сам катится 20-22 км/ч. Позже уклон становится больше. А дорога похуже. После окончания хребта Баянжурек дорога уходит правее к трассе Капал-Арасан. На трассе новый асфальт. Но только до Капала. Дальше снова ебеня. Дорога в основном идет на спуск, поэтому едется легко. После обеда проехал 56 км за 3 ч. Встал на р.Акешки под рощей из плачущих ив, с которых постоянно капает. До трассы на Талдык осталось 10-12 км. До самого города – 50 км. До дома 3 дня и 340 км. Сегодня вечером поменял китайскую резину на российскую. По асфальту она должна пойти хорошо.
24 день. Выезжаю рано в 5:45. Трасса Алматы-Оскемен снова в ремонте, непечатные слова!!! Там где нет ремонта, калдобины. Некоторые горные дороги и то ровнее. Все равно довольно легко доезжаю до Талдыка. Еду по городской объездной дороге, она снова в дырах, хотя перед городом вроде пошел новый асфальт. Наконец, автобан до Алматы! Уезжаю за поселок Балпык би, где останавливаюсь на автобусной остановке для перекуса. Виды вокруг симпатичные. Почти со всех сторон холмы, еще зеленые, на юго-западе приличные горы до 2000 м. Далеко на западе осталась Джунгария.
Впереди непростой отрезок с подъемами и набором высоты от 500 до 1050 м к Сарыозеку. Думаю, доехать до него, чтобы побыть подольше на Капчике на следующий день. Вообще планировал ночевку на реке Биже после 22-го км.
Первый подъем был самым жестким из всех. Еще началась жуткая жара за +30оС, хотя было только 11:00. На небе ни облачка. Доехал до Биже за 2 ч. Места весьма красивые за счет поймы реки. Пополняю запасы воды в поселке, чтобы доехать до Сарыозека. Подъемы продолжаются. Нескучно. Спустя еще 2,5 ч и 44 км подъезжаю к Сарыозеку. Перед ним по карте должен быть ручей. Нету, пересох уже. Остались только болота. Решаю поехать по трассе в направлении Жаркента.
Там по карте обозначены еще несколько ручьев. Ближайший через 3 км. Сворачиваю к нему. Идет дорога для камазов. Сама речка внизу и она загрязнена. Спрашиваю у водилы про воду. Говорит – не пей, проедь выше к фазенде и спроси воду там. Говорит близко. Проезжаю 2 км. Вокруг степные холмы. Цивилизации не видно. Камазная дорога осталась намного ниже. По вкусу с водой что-то не так. Не могу понять что конкретно. Поток здесь хороший, вода прозрачная. Напрягают водоросли. Я сомневаюсь, что на фазенде есть другая вода, кроме этой. Смысла ехать выше не вижу. Встаю на небольшой полянке под парой небольших кустарников, с которыми здесь беда. Но солнце уже низко и жарит несильно. Скоро зайдет за холм. Короче, вода оказалась прилично солёной. Это было понятно по солончакам вдоль русла. Она была солонее, чем на Балхаше. Еда получается нормальной, а вот чай пить невозможно. Вкус отвратительный! Даже сгущенка не помогает. Никаких проблем с животом после ночевки не было.
25 день. День прошел довольно скучно. Порадовали лишь пейзажи перед перевалом Архарлы с синими полями цветов, а также продолжительный спуск после перевала. Сама трасса не напрягала, даже радовала, что она такая ровная. Уже к полудню был на Капчагае. В Шенгельды купил овощей и приготовил себе праздничный салатик. Вдоволь накупался. Водичка в течение дня прогрелась с +22 до +24. Правда, внизу чувствовалась холодная вода. Решил не ставить палатку и лечь на берегу. Немного пожалел об этом. Вечером появились комары, хоть и немного, но засыпать они мешали. Однако вскоре ночной бриз прогнал их. В полночь послышался вой. Видимо, корсаки пожаловали в гости за курами к ближайшим домам. В ответ начали лаять собаки. Через минут 20 вой закончился. Правда, уснуть я еще долго не мог. Под утро снова вой… и всё по новой. Интересно, что не самое дикое место, а ночка выдалась весёлой.
26 день. 100 км по автобану реально проезжаются легко. Выехал снова рано, чтобы по городу проехать не по загруженным дорогам. При приближении к Алмате хребет Заилийский Алатау становится всё мощнее и мощнее. Видимость была в этот день шикарной и я смог оценить масштаб наших гор. Понять, как восторгался ими в свое время Петр Петрович Семёнов.
«Нигде в Евразии мне не удалось видеть так близко более высоких гор, так как в Швейцарских Альпах, на Кавказе, в Туркестане и даже в более высоком Тянь-Шане исполинские снежные гребни бывают видны лишь только с больших абсолютных высот и нигде не достигают высоты 4 000-4 500 метров над зрителем, какую имеет гребень Заилийского Алатау, непосредственно поднимаясь над Илийской низменностью».
Особенно впечатляюще смотрится массив пика Комсомол. Кажется, что он как будто нависает над городом. Джунгария начинается совершенно по-другому, более плавно. А здесь сразу снежно-скальная стена. Вот такие особенности бросаются в глаза, когда не видишь Тянь-Шань более 3 недель.
«Чем дальше находишься от города, тем во всех смыслах легче дышать — все больше вещей зависят от тебя самого, а не директора ЖЭКа или начальника повыше.» Д.Васюков – автор док.фильмов «Счастливые люди» на Енисее и Алтае.
25-31 мая 2019 г