История. Развитие велосипеда как вида транспорта началось только в XIX в. Людвиг Драйс сконструировал для своего самоката управляемое переднее колесо. Он проехал на нем 100 км за 7 ч.
1860 г – Пьер Мишо установил на передние колеса самоката две педали и через 2 года их начали выпускать серийно, получив название – велосипед.
1888 г – после изобретения шин, которые наполнялись воздухом, начинается его расцвет.
1950 г – известный итальянский велогонщик Туллио Кампаньоло изобретает переключатель скоростей, который в таком виде применяется сегодня на большинстве велосипедов.
1974 г – выпуск велосипеда из титана, 1975 г – из углеволокна.
1983 г – появление велокомпьютера.
Начало 1990-х гг – распространение индексной системы переключения скоростей.
Велосипедный туризм. Сегодня это понятие представляется больше как способ путешествия на велосипеде по интересным туристским объектам. В странах бывшего СССР еще остались секции, которые занимаются спортивным велотуризмом. Он заключается в прохождении установленного маршрута, где главным являются препятствия, которые определяют его категорию сложности. Это является основным отличием от велосипедного туризма, где вы можете составить маршрут самостоятельно, не заморачиваясь о категории трудности препятствий. Езжайте в свое удовольствие, куда вам вздумается. Естественно выбрав маршрут, который вы осилите. Важно знать, что ваш организм будет нуждаться в отдыхе, поэтому после каждого 5-6 дня необходимо планировать дневку.
Насколько я знаю, в Казахстане нет спортивных секций по велотуризму, поэтому вряд вы найдете себе компанию для категорированного похода. Более того, у нас даже любителей автономных путешествий сложно отыскать. Автономных, в смысле, везти всё на байке, а не в машине.
В пределах Алматы становятся популярны походы выходного дня. Правда, википедия говорит, что это маршрут с 1 ночевкой, т.е. Сб-Вс. Но у нас ездят на день. Вблизи города – это Медеу, Большое Алматинское ущелье и озеро, озеро Юннатское, Шыбынсай-Сулусай. За пределами города самым популярным стал маршрут вдоль Большого Алматинского канала, который можно разнообразить, заезжая на Иссыкское озеро и в Тургеньское ущелье (водопады Медвежий и Кайракский). Для новичков такие маршруты сложны. Маршруты выходного дня есть на сайте «Вело-Алматы», где много полезной информации, а также вы можете посмотреть наши предложения в разделе «Услуги».
Есть несколько частных лиц, которые занимаются доставкой под маршрут, а также за дополнительную плату могут вас сопроводить по маршруту. Стоит это всё не дешево 150-200$ в день без проката велосипедов (в пределах 100 км от города Алматы), хотя с учетом того, сколько какова цена велосипеда, может и нормально для этого контингента людей. Прокат на сутки – 15$. Из коммерческих туров – особенно популярен велотур на плато Асы. Место действительно красивое и дороги, что надо.
Самой крупной сетью по продаже велосипедов является «Экстремал». Сейчас активно открывается множество других магазинов, которые преимущественно сосредотачиваются в центре города. Магазин «Экстремал» активно продвигает свой бренд велосипедов «Biwec». Скажу сразу, что их прокатные велосипеды полное г… На продажу велосипеды неплохие. В остальных магазинах продают такие бренды как «Author», «Trek», «Giant», «Cube», «Centurion», «Cannondale» и др., еще встречается местный бренд «Nomad». Цена хороших велосипедов начинается от 400-500$, для профи – от 800$ и выше. Все это горные велосипеды – для наших дорог они идеальны.
Если вы задумались над покупкой велосипеда, то лучше сначала попробуйте взять на прокат, чтобы понять, а оно вам надо? Неплохие байки давали в прокат в магазине «Velik.kz». Свой велосипед всегда лучше. Когда купите, поймете. Какой бренд выбрать, ничего не скажу. Мое мнение – особой разницы нет. Позднее, вы сами начнете разбираться, что вам нужно и выберете велосипед по душе.
Главное, что я вам посоветую, не брать б/у велосипед, если вам позволяют средства сразу купить хороший новый байк – покупайте, не жопьтесь! Б/у уже очень скоро начнет требовать с вас «капусту» на мелкий, а то и большой ремонт. В итоге за 1-1,5 года вы отдадите столько же, если бы купили сразу новый байк. Тем более, что тех. обслуживание в 1-й год обычно бесплатное.
С какими тормозами выбрать велосипед? Отвечу покороче. Для автономных велопутешествий выбирайте V-брэйк, т.к. у нас сложно найти багажник для велосипеда с дисковыми тормозами. Еще их проще ремонтировать, взяв запасную пару колодок. Или сразу узнайте, возможна ли установка багажника на байк с дисковыми тормозами (причем проверьте, хорошо ли он держится). Если вы не собираетесь ездить в автономки и еще хотите спускаться только с крутых горок – дисковые однозначно! Собственно большинство так и катается. 80-90% продающихся велосипедов в Алматы с дисковыми тормозами.
Вообще для велотуризма есть специальные велосипеды, на которые можно навешать сумки спереди и сзади, на руле или раме. У нас таких нет, поэтому мы можем использовать только стандартный горный велосипед. В поездках на большие расстояние возникает проблема с комфортом пятой точки. Сам использую старое потрепанное седло, но многие велопутешественники рекомендуют седло Brooks B17, которое стоит около 100 USD. Для автономных велопоходов необходим хотя бы задний багажник, на который можно прицепить специальная велосумка по типу “штаны”. Очень удобными могут быть велосумки, у которых есть лямки для переноса их на спине. Например, велорюкзаки фирмы Пик-99. Модели – трек 65, 85 и 90 л. Такие сумки понадобятся вам если вы собираетесь путешествовать не только по асфальту и особенно в суровых горно-велосипедных походах.
Велосипедные маршруты около Алматы. Помимо походов выходного дня около Алматы, по нашей области можно составить порядка 20 многодневных маршрутов (см. карту в конце статьи). Их можно варьировать на ваше усмотрение. И это без учета территории озер Балхаш и Алаколь, гор Джунгарского Алатау.
Самый доступный, популярный и живописный – маршрут по плато Асы (№8).
Самый красивый маршрут, из которых я проезжал – это Жайляу Тургеня (№7). Он же и самый неизвестный.
Самые ранние маршруты пролегают по восточной части Алматинской области: Чарын, Тигровые горы, Южная Джунгария и горы Богуты (№1, 2, 16). Здесь можно кататься уже в середине-конце марта.
Самый сумасшедший и высокогорный веломаршрут – Тургень–плато Ашыкдала (№9).
Самые красивые и доступные горные веломаршруты – горы Кетмень, озеро Тузколь и долина Текес с ее притоками Кокпак и др. (№17, 18).
На мой взгляд, перспективным местом мог бы стать маршрут по парку «Кольсайские озера» вдоль реки Чилик с походом к малоизвестному озеру Мяже (№20).
В Казахстане множество других шикарных мест, где можно было бы путешествовать с помощью велосипеда.
1 Акмолинская область:
А) Боровое (озера Бурабай, Щучье, Большое и Малое Чебачье и др.);
Б) Кокшетау (озера Шалкар, Имантау, Зеренда и др.);
В) Горы Еремейтау с небольшими озерами (нац. парк «Буйратау»).
2 Павлодарская область:
А) Нац. парк «Баянаул»
3 Карагандинская область:
А) Каркаралинский нац. парк;
Б) Сарыарка (горы Бектауата, горы Кызыларай, нац. парк «Улытау»)
4 Восточный Казахстан – разнообразие ландшафтов и насыщенность достопримечательностями, ничем не уступает нашей области.
А) Горы Алтай (нац. парк «Катон-Карагай», Рахмановские ключи, Старо-Австрийская дорога, Маркакольский заповедник);
Б) Бухтарминское водохранилище и Зыряновск;
В) Калбинский хребет (Сибинские озера и озеро Шыбындыколь на реке Таинты);
Г) Озеро Зайсан, древние цветные горы Киин-Кериш и Шакельмес.
Меня не покидает мысль посвятить дней 25 этим местам, чтобы проехать не спеша и успеть посмотреть. Проехать всё за раз – выйдет впечатляющее кольцо. Старт и финиш в городе Усть-Каменогорск.
По остальным регионам путешествие на велосипеде – сплошной экстрим, проблемы с водой, борьба с погодой (жара и ветра). Хотя есть красивые места, но ехать до них ого-го.
Снаряжение для многодневного путешествия на велосипеде:
Основное специальное:
– байк,
– шлем,
– багажник,
– велосумка,
– насос,
– ремкомплект (заплатки, клей, набор отверток),
– 1 запасная камера при длительности до 3 дней,
– смазки,
– спицы для долгих велосипедных путешествий. Др. запчасти тоже не помешают, в т.ч. и покрышки.
Групповое снаряжение:
– палатка,
– кастрюля 3 л (3-4 человека),
– средство для мытья посуды,
– горелка и газ. баллоны (1 баллон на 3-4 человека в день),
– групповая аптечка.
Личное снаряжение и вещи:
– рюкзак 20-50 л (если велосумка маленькая, то рюкзак берем больше). Рекомендую вообще уложить все по велосумкам.
– кросовки (или обувь трекинговая, если маршрут комбинированный, т.е. есть пешеходная часть),
– спальник. Комфорт зависит от выбранной вами местности – равнина или горы и времени года. Ну и возможно какого-то другого региона, например, Восточный Казахстан, где климат несколько холоднее.
– каремат,
– одежда на вечер и ночь (теплая кофта-флиска, куртка, перчатки и шапка зимняя, подштанники, 2 пары запасных носков). Выбор также зависит от климатических условий.
– сланцы для отдыха ног вечером,
– головной убор,
– солнцезащитные очки и крем,
– дождевик и накидка на рюкзак,
– личная посуда (кружка, чашка, ложка, нож),
– спички,
– бутылка для воды (1,5 л);
– фонарь налобный и батарейки;
– личная аптечка (аллергия и др.);
– личная гигиена (щетка, зубная паста и др.).
Велотуры
Название велотура | Уровень | Кол-во дней | Сезон | Цена на 1 чел. Мин. группа 4 чел |
По каньонам Семиречья | легкий | 5 | 20.03.-31.05./10.09. 10.11. | 200$ |
Горы Богуты. Красный обвал Ажыржар | легкий+ | 1 | 1.04.-31.05./10.09.-10.11. | 75$ |
Горы Богуты. Красный обвал Ажыржар — Ясеневая роща | легкий+ | 2 | 1.04.-31.05./10.09.-10.11. | 100$ |
Горы Богуты. Красный обвал Ажыржар — Ясеневая роща — Чарынский каньон | легкий+ | 3 | 1.04.-31.05./10.09.-10.11. | 130$ |
Классика по Большому Алматинскому каналу (БАК) | легкий | 1 | 25.03.-10.06./1.09.-31.10. | 50$ |
К началу БАКа | легкий | 1 | 25.03.-10.06./1.09.-31.10. | 50$ |
По БАКу | легкий | 2 | 25.03.-10.06./1.09.-31.10. | 100$ |
Река Или. Кочевник | легкий | 1 | 1.04.-31.05./10.09.-31.10. | 50$ |
Водохранилище Курты | легкий+ | 1 | 1.04.-31.05./10.09.-31.10. | 50$ |
Река Или – Куртинское вдхр. | легкий | 3 | 1.04.-31.05./10.09.-31.10. | 130$ |
Медвежий водопад от БАКа | средний | 1 | 10.04.-20.06./1.09.-31.10. | 60$ |
Кайракский водопад (light). От Батана | легкий+ | 1 | 20.04.-20.10. | 60$ |
Кайракский водопад (hard). От БАКа | трудный | 1 | 20.04.-30.06./1.09.-20.10. | 60$ |
Жайляу Талдыбулак (Тау Тургень) | средний+ | 3 | 1.05.-30.06./1.09.-20.10. | 100$ |
Жайляу Талдыбулак –Тургеньские водопады | средний+ | 4 | 1.05.-30.06./1.09.-20.10. | 120$ |
Плато Асы | средний | 2 | 1.06.-10.09. | 100$ |
Плато Ашыкдала | средний+ | 2 | 20.07.-10.09. | 130$ |
Плато Борохудзир (Джунгарский Алатау) | легкий | 2 | 1.07.-10.09. | 150$ |
Плато Ашыкдала (Тургень-Жинишке) | трудный | 4 | 20.07.-10.09. | 270$ |
Иссыкская часовня | средний | 1 | 1.05.-30.06./1.09.-20(31).10. | 50$ |
Плато Долан | средний | 1 | 1.05.-30.06./1.09.-20.10. | 60$ |
Плато Ушконыр | легкий | 1 | 15.04.-30.06./1.09.-20.10. | 60$ |
Долан – Каскелен – Ушконыр | трудный | 3 | 1.05.-30.06./1.09.-20.10. | 125$ |
К штольням в Кастеке | средний | 1 | 20.04.-30.06./1.09.-20.10. | 60$ |
P.S. По велотурам цены получились неадекватные, т.к. транспорт (Делика с багажником) стоит через-чур дорого. Для любителей автономных велопутешествий могу предложить варианты с использованием междугородних автобусов, которые ходят до:
– города Каскелен – маршруты “Каскеленское ущелье” (1 день) и “плато Долан” (2 дня);
– поселков Фабричный, Узунагач, ж/д станции Узунагач с Сайрана – маршруты к водопаду (1 день), на плато Ушконыр, к штольням в Кастеке, водохранилище Курты (2 дня);
– города Капчагай с Саяхата или Сайрана (5$) – маршруты “Декорация Кочевник”, “Тамгалы-Тас на реке Или” и северный берег Капчагая (2 дня);
– города Иссык с Саяхата – маршруты “озеро Иссык” (1 день); “водопады Тургеня” (2 дня);
– поселка Маловодное с Саяхата – маршруты “Жайляу Тургеня” (3 дня), “Жайляу и водопады Тургеня” (4 дня);
– поселка Чилик с Саяхата – маршрут “Начало Большого Алматинского канала и река Чилик” (2 дня).
Стоимость складывается: проезд на автобусе за себя и за гида* + услуги велогида 10$ с чел / день (заказ – минимум 2 человека).
*60-70 км на автобусе у нас стоит 2-3$ в одну сторону. Зависит от направления и бывает, что за провоз велосипедов просят доплатить.
Дальние и многодневные веломаршруты (200 км от Алматы и более):
– поселок Чунджа с Саяхата (250 км) – маршрут “Каньоны Семиречья” (5 дней);
– поселок Чунджа с Саяхата (250 км) – маршрут “Горы Богуты. Красный обвал Ажыржар” (4 дня);
– город Жаркент с Сайрана (350 км) – маршруты “Тигровые горы и Южная Джунгария” (5-6 дней), “плато Борохудзир” (4-5 дней);
– поселок Чунджа или Кегень с Саяхата (300 км) – маршрут “Перевал Кетмень и озеро Тузколь” (5-6 дней);
– город Нарынкол (400 км) или поселок Кегень с Саяхата – маршрут “У подножия Повелителя Неба”, горы Терскей Алатау: долина Текес, ущелья Кокпак и ущелье Баянкол (5 дней и более).
Стоимость складывается: проезд на автобусе за себя и за гида* + услуги велогида 30$ с чел / день.
*350 км на автобусе до города Жаркент стоит 10$ в одну сторону. Зависит от направления и бывает, что за провоз велосипедов просят доплатить.